Галина Кузнецова
Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.
Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Публикация «Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей» размещена в разделах
Поскольку взаимодействие семьи и детского сада играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, возникла необходимость детального изучения представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.
Как известно основным содержанием помощи, которую хотели бы получить воспитатели от родителей – это помощь организационного характера и личные качества родителей, такие как: ответственность, обязательность, активность в отношении решения проблем детского сада.
Основным содержанием помощи, которую хотели бы получить родители от воспитателей, это консультирование по проблемам обучения, воспитания и развития детей, по подготовке их к школе.
Полученные данные о сферах обращения родителей и воспитателей друг к другу и сферах желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании этих сфер, что приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с ДОУ в целом.
Исходя из этого разработаны следующие рекомендации:
1. В связи с тем, что наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы взаимодействия с родителями, необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь детского сада. При этом родители должны убедиться, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для развития их собственного ребенка. И здесь необходимо использовать нетрадиционные формы работы с родителями.
2. В связи с тем, что проблемной сферой для родителей является отсутствие разнообразных, глубоких по содержанию консультаций по вопросам дошкольной педагогики и психологии, а также подготовки детей к школе, следует привлекать к участию в различных формах работы с родителями специалистов детского сада, способных предоставить родителям необходимую педагогическую информацию и оказывать им компетентную помощь и поддержку в вопросах воспитания и развития детей.
Учитывая данные проблемы предложены пути налаживания контактов между родителями и ДОУ.
1. Многие ДОУ устанавливают взаимодействие с семьями до первого дня прибытия ребенка. Например:
- приглашают родителей посетить ДОУ;
- представляют письменную информацию о работе ДОУ – «Визитную
карточку»;
- устраивают встречи с родителями с целью выяснения условий
посещения для ребенка.
2. Дальнейшие контакты и связь между родителями и педагогами ДОУ:
- ежедневное непосредственное общение, когда родители приводят или
забирают детей;
- неформальные беседы о детях или запланированные встречи, чтобы
обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
- предложения посетить врача, психолога, логопеда;
- информационный уголок для родителей;
- дни и вечера посещений для родителей, чтобы увидеть, как занимается
их ребенок или ознакомиться с работой ДОУ.
3. Помощь родителей ДОУ:
- в качестве организаторов и спонсоров - участие в ремонте, создании
развивающей среды в группах, изготовлении различных пособий,
атрибутов и т. д.
- участие в организации и проведении различных мероприятий –
совместных праздников и досугов, целевых прогулок, экскурсий и т. д.
- участие родителей в развитии и обучении своего ребенка, т. е.
продолжение дома работы по обучению детей, которую ведут
воспитатели детского сада.
4. Помощь ДОУ родителям:
- оказание помощи в вопросах воспитания и развития детей;
- накопление информации и практических советов;
- помощь в решении проблем, поисках выхода из кризисных ситуаций.
В процессе налаживания и развития контактов необходимо учитывать ряд основополагающих принципов:
- открытость детского сада для семьи - каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательно- оздоровительного пространства детский сад – семья. При этом решаются следующие, выделенные нами как приоритетные задачи:
1. повышение педагогической культуры родителей;
2. приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Для их решения на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями.
В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный год, обсуждаются наиболее актуальные темы по воспитанию и развитию детей.
В ДОУ пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещен разнообразный материал о жизни группы, воспитательно-образовательной работе ДОУ и т. д.
В течение года заведующей, старшим воспитателем, медсестрой, учителем-логопедом, педагогом-психологом проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Воспитатели всех возрастных групп при составлении календарных планов намечают разнообразные формы работы с родителями, подбирая для обсуждения наиболее актуальные темы.
Также в ДОУ для выявления приемлемых и эффективных форм работы с родителями проводится анкетирование.
Популярными в работе ДОУ становятся нетрадиционные формы работы с родителями: круглые столы, конференции, родительские клубы, мероприятия с участием детей и родителей, семинары-практикумы, тренинги, диспуты и т. д.
В течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей: рисунки, поделки из природного и бросового материала («Моя любимая игрушка», «Сказка быль, да в ней намек…» и т. д.). Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые становятся традиционными, вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми творчеством.
У нас стали традиционными музыкальные и физкультурные праздники, такие, например, как: «Мама, пап, я – спортивная семья», «Мой папа самый сильный и ловкий», «Поздравляем наших мам» и др.
Наиболее активным родителям по итогам года на общем родительском собрании вручаются грамоты, благодарственные письма от администрации ДОУ.
В дальнейшем мы планируем повысить уровень сотрудничества детского сада и семьи : уделить особое внимание таким формам работы, которые позволяют родителям увидеть реальные достижения ребенка - посещение занятий и других режимных моментов, организация встреч со специалистами детского сада и учителями начальных классов по вопросу подготовки детей к школе.
Мы убеждены, что одно только просвещение родителей – пусть даже хорошо поставленное – не дает желаемого результата. Необходимо продуктивное образование семьи, раскрывающее родителям возможности решать проблемы, не разрушая, а развивая отношения с детьми.
Мы стремимся найти новые возможности в получении воспитывающими взрослыми образования благодаря развитию конструктивных взаимодействий детского сада с семьей.