Ирина Соловьева
Современные подходы к речевому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие дошкольников правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания - является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. При решении этой задачи значительное место должно занять специальное обучение – речевые упражнения, словесные игры – основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Рассмотрим некоторые из них.
Публикация «Современные подходы к речевому развитию детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Для развития звуковой культуры речи, детям чаще предлагать чистоговорки, фразы из стихотворений произносимых с разной силой голоса и в разных темпах. В работе над дикцией, развитием голосового аппарата широко используются уп-ражнения по сказке Н. В. Новотовцевой "О Веселом Язычке", потешки. Особое внимание уделяем творческим способностям детей. Когда дети заканчивают рит-мическую фразу, начатую взрослым: "Где ты, Катенька была? (Я с друзьями в лес пошла). Такие упражнения развивают интонационную выразительность.
Речь детей.
При формировании грамматического строя речи важно целенаправленно обучать дошкольников словообразованию, используя.
1. Подбор из исходного слова словообразовательного гнезда. Снег – снежинка – снежный – снеговик – подснежник.
2. Игры на тему "Цепочка слов" изображена была Льюисом Керрашом.
3. Анаграммы – составление нового слова из этих же букв, но расположенных в другом порядке.
Атлас – салат, адрес – среда, армия – Мария.
4. Грамматическая арифметика.
Липа + нота = животное (антилопа).
5. "Наборщик" – придумывание новых слов из букв одного слова "Активность" (акт, актив, кисть, кость, кит, кот, кино, коль и т. д.).
6. Слово – рассыпалось. АРСТА – астра, АЗУБР – арбуз.
7. Ответы на вопрос – все ответы начинаются с заданного звука.
Важными задачами словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Подбираются игры и упражнения, которые включают в себя синонимическую работу, работу над антонимами.
Например фразеологизмы – синонимы, нахождение похожих по смыслу.
В двух шагах
И был таков
Ни то, ни се
Поминай, как звали
Ни свет, ни заря
И след простыл
Ни рыба, ни мясо
Рукой подать
Чуть свет
Как ветром сдуло
Фразеологизмы – антонимы, нахождение противоположных по смыслу.
Тяжел на подъем
Семи пядей во лбу
Заваривать кашу
Легок на подъем
Звезд с неба не хватает
Расхлебывать кашу
Развитие связной речи тесно связанно с решением задач по формированию художественно-речевой деятельности.
В младших группах при обучении детей воспроизведению текста используем упражнения типа "Закончи фразу". Например, взрослый говорит: "Жили – бы-ли", а дети: "Дед и баба" и т. п. Обыгрывание сказок и потешек, продолжение рас-сказа воспитателя. Чтобы дети точно и правильно называли объект и его признаки проводятся игры на тему "Чудесный мешочек", "Что у кого?", игры-соревнования "Кто больше скажет про куклу?. про зайца?"
В средних группах используем составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам и упражнения "Ты начни, а ты продолжи".
Разучивание стихотворений с опорой на рисунок способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает словарь детей.
Игры "Подскажи словечко" приучают детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу:
"Пусть крыша течет, и сломалась калитка,
Свой дом ни за что не покинет… (улитка)".
1. Для развития связной речи детей, можно использовать "Сказки – выбор". Сказка читается до места, где герою требуется сделать выбор и этот выбор за героя делает ребенок.
2. "Сказки – путешествия", где дети перевоплощаются в "путешественников" и стараются угадать, что дальше произойдет, как закончится сказка.
3. Истории – повествования с использованием набора игрушек.
4. Составление сказок по схемам с использованием технологии ТРИЗ.
5. Творческие домашние задания, которые выполняются всей семьей. Напри-мер: ребенок получает задание сочинить дома сказку и продиктовать ее взрослым.
Все выше перечисленные игры и упражнения активизируют речевое разви-тие детей.
Используемая литература:
1. О. С. Ушакова, Е. Ш. Струнина "Методика развития речи детей".
2. Е. Синицина "Умные слова", "Умные сказки".
3. Е. В. Колесникова "Развитие звуковой культуры речи".
4. В. Волина "Русский язык. Учимся играя".
5. Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева "Развитие речи дошкольника".