Валентина Иванова
Современные подходы к организации сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации образовательной области «Здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность». В. А. Сухомлинский.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» предусматривает время, отведенное на «взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Публикация «Современные подходы к организации сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации образовательной области „Здоровье“» размещена в разделах
Сегодня на государственном уровне признается важность именно семейного воспитания, что, несомненно, требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие». Сотрудничество - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, не учеников, где нет места научению, контролю, указке как надо сделать. Таким образом, мы понимаем, что современный детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества, должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Сотрудничество ДОУ и семьи заключается в следующем:
• в установлении доверительных отношений между родителями и педагогами;
• в сближении детско-родительской дистанции общения;
• в открытии перед родителями неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;
• в совместном решении проблем развития и воспитания ребенка в семье и социуме.
Содержание психолого-педагогической работы в дошкольном учреждении осуществляется в рамках 10 образовательных областей. Одной из наиболее актуальной для меня, как педагога, является образовательная область «Здоровье». Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения является также одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшения зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений - детские неврозы. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные дни, дети много времени проводят у телевизора и компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью.
Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и дошкольного учреждения. Родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического развития ребенка. Я уверена, что из всех прививок, которые получает человек в жизни, самая сильная – это «семейный иммунитет» - прививка против болезни души и тела.
Для эффективного взаимодействия с семьёй, в данном направлении, я первоначально изучила её. Родителям были предложены тесты "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?", которые помогли мне определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье. В результате было выявлено, что 70% родителей знают, что способствует здоровому образу жизни; 30% родителям необходимы советы по формированию здорового образа жизни.
В практике своей работы использую традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, суть которых - обогатить их педагогическими и психологическими знаниями, практическими умениями. Традиционные формы подразделяю на - коллективные, индивидуальные и наглядно информационные. К коллективным формам отношу родительские собрания, конференции, «Круглые столы». Темы предлагаю в соответствии с планом работы ДОУ или исходя из анкетирования родителей, которые подсказывают, в чем они затрудняются. Были проведены родительские собрания по следующим темам : «Азбука движений», «Школа здорового питания». Предлагаю родителям ознакомиться с новинками литературы, устраиваю выставки семейных альбомов «Наши традиции», «Папа, мама, я – здоровая семья». Как показывает мой опыт, родители охотнее посещают собрания, если в них участвуют дети (читают стихи, загадки, драматизируют детские произведения, поют, танцуют). На базе нашего детского сада мы провели развлечение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», КВН «Знатоки здоровья». Высоко оцениваю значимость нетрадиционных форм общения с родителями, среди них большой популярностью пользуются:
• «Круглый стол». На встречах в родительском клубе обсуждаются такие темы как: «Мы за здоровый образ жизни», «Семейный отдых».
• «Педагогическая гостиная». Как часть собрания для большей активности родителей использую решение педагогических ситуаций: «Нужно ли быть здоровым»?
• Различные викторины: «Знаете ли вы?», «Наши друзья- витамины»
• Перфокарты: «Оказание первой помощи», «Хорошо и плохо».
• В течение года в группе организовывались встречи с «интересными» людьми, дети услышали рассказы родителей об их профессиях: «Сердечный доктор», «Моя профессия медсестра», «Зубная фея».
Большую образовательную роль несут в себе выступления родителей из опыта семейного воспитания: «Питание и здоровье», «О полезных и вредных для здоровья продуктах», «Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи».
Одной из наиболее доступных индивидуальных форм установления связи с семьями считаю педагогические беседы. Они адресуются конкретным родителям, стараюсь дать квалифицированный совет: «Закаливание организма», «Гигиена организма и профилактика предупреждение инфекционных заболевании».
Большую популярность имеют наглядно - информационные методы работы, которые знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей: выставки детских работ, стенды, ширмы, информационные газеты, буклеты. Одной из форм вовлечения семьи в образовательный процесс является дни «открытых дверей». Родители имеют возможность принимать участие в образовательном процессе и жизни детского сада. Одним из перспективных инновационных методов, способствующих сплочению детей, родителей и педагогов в единое образовательное пространство - стал метод проектной деятельности. Нами были разработаны и реализованы педагогические проекты: «Здоровый ребенок – это здорово!», «Витамины и здоровье», «Щи и каша – пища наша». В рамках проектной деятельности детьми создано наглядно-демонстрационное пособие «Здоровый малыш». Сначала не все родители охотно включились в совместную деятельность, но затем, видя искреннюю заинтересованность мою и детей, присоединялись даже самые «стойкие». Такая совместная деятельность моя, родителей и детей способствовала сплочению коллектива единомышленников. Родители получают возможность поближе узнать интересы других семей и даже подружиться.
Анализ сложившейся ситуации показывает: проблема сохранения здоровья детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива в содружестве с коллективом родителей.
Список литературы:
1. Арнаутова Е. П. Иванова В. М. Общение с родителями: Зачем? Как? - М. : Просвещение, 1993. - 208 с.
2. Доронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. М. : Просвещение, 2005. - 191 с.
3. Дубровский В. И. Валеология здорового образа жизни. - М. : Флинта, 2006. - 137 с.
4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М. :ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.