Евгения Орлова
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем. В современном обществе происходят глубокие преобразования, сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Причинами данной ситуации явились: ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью.
В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, агрессивности. Поэтому проблемы духовно- нравственного воспитанияможно связать со следующими положениями:
• наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко - нравственных людей,
• в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
• образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности.
Для реализации этих положений требуются не только образованные, но и духовно развитые личности.
Духовность – высший уровень развития личности, на котором основными регуляторами становятся высшие человеческие ценности. Духовность - это тонкое умение сострадать и приходить на помощь. Таким образом, духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знание и свет, который несёт человек, обладающий этим качеством души.
Одним из эффективных средств формирования духовной культуры является искусство.
Искусство, как сила, как способность к творчеству выражает стихийную потребность человека в совершенстве, являющуюся частицей нашего стремления к высшему развитию. Искусство очень обширно: оно включает в себя литературу, музыку, изобразительное искусство и многое другое.
Музыка открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире.
Задачу духовно-нравственного воспитания детей и подростков осуществляют различные учреждения дополнительного образования, в числе которых детские школы искусств.
Основные направления и развития обучающихся в ДШИ должны быть направлены на:
1. воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека;
2. воспитание нравственных чувств;
3. воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4. формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
5. воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Понимание и принятие духовных и нравственных ценностей является фундаментом общественной жизни. Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию.
Выразительным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, является искусство. Изобразительные и пространственные виды искусств, музыка, танцы, литература, поэзия отображают внутренний духовный мир художника, композитора, поэта, артиста, и знакомство детей с произведениями искусства приобщает их к этому миру. В процессе воспитания очень важен выбор произведений искусства для разбора с учениками.
Современный этап культурного развития страны выдвигает новые задачи в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Важна роль музыкального образования в воспитании юношества,необходимо повышать значимость уроков музыки, улучшения и углубления их содержания в учреждениях культуры и образования.
Музыкально-эстетические занятия показывают ярко выраженное положительное влияние на детей, образовательный их уровень в целом. Учащиеся, занимающиеся музыкой, более рационально планируют свое время, успеваемость значительно выше в обеих школах в сравнении с одноклассниками, которые не имеют подобной дополнительной учебной работы. Музыкальная школа повышает уровень культурного развития учащихся, создает важные предпосылки для нравственного воспитания.
Из того можно сделать вывод, что система детского музыкального воспитания переживает сейчас период интенсивного совершенствования. Оно связано с решением многих творческих и организационных задач, возникших в результате тех социально-экономических изменений и преобразований.
В детской школе искусств большой выбор музыкальных инструментов: скрипка, фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, гитара, ударные, духовые – что позволяет желающим выбрать инструмент по душе. Свое профессиональное мастерство передают ученикам преподаватели. Детская школа искусств имеет хорошую инструментальную базу. Занятия проходят индивидуальным и групповым методами. Ученики демонстрируют свое мастерство на школьных, городских, мероприятиях, конкурсах. Юным артистам всегда рады. Учащиеся детской школы искусств участвуют в конкурсах разного уровня. На протяжении всего периода обучения ученики приобретает знания и умения, концертные выступления, чувство сцены,правила хорошего поведения. Детская школа искусств закаляет характер, выдержку. Учащийсястановится более организованным, воспитанным, интеллектуально развитым.
В школе ведется работа по патриотическому воспитанию учащихся, котораяприносит хорошие результаты. Музыкальное искусство является эффективным средством для формирования патриотического чувства подрастающего поколения.
Из этого можно подвести итог, что Родина у человека одна и её надо любить.