Елена Абрашко
Современные подходы к физкультурному образованию детей в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДС КВ №39 «Золушка»
г. Туапсе
Тема: Современные подходы к физкультурному образованию детей в дошкольном образовательном учреждении.
Воспитатель: Абрашко Елена Борисовна
Еще недавно понятие «физкультурное образование дошкольникоа» отсутствовало в теоретических и методических пособиях, посвященных здоровью и физическому воспитанию дошкольника. Тем не менее еще П. Ф. Лесгафт в своей работе «О физическом образовании в школе» различал три фактора в ходе развития ребенка: воспитание, обучение и образование. Под воспитанием П. Ф. Лесгафтом понимается совокупность условий, необходимых для правильного питания и роста ребенка, в силу которых у него образуется известный запас энергии, необходимый для деятельности. При этом ученый выделяет в человеке две стороны: физическую, духовную, воспитание разделяет на физическое и нравственное. Переходя далее к определению сущности образования, П. Ф. Лесгафт отмечает, что педагоги до сих пор плохо отличают образование от учения. По его мнению, «задача учения – это простое наполнение знаниями, усвоение наибольшего количества фактов, «вбитых» наукой. Задача образования состоит в том, чтобы выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям. Из этого определения ясно, что смешивать понятия «образование» и «учение» не следует и учение должно быть только одним из средств, способствующих достижению образовательных целей.
Публикация «Современные подходы к физкультурному образованию детей в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Ребенок должен научиться разъединять знания, сравнивать между собою, делать выводы на основании этого разъединения и сравнения, словом, должен научиться отвлеченно мыслить, вырабатывать общие положения и истины, а затем действовать сообразно этим общим положениям; последнее и есть цель образования». Далее П. Ф. Лесгафт пишет: «Цель всякого общего образования должна состоять в сознательном ограничении произвола в размышлениях и действиях человека и выявлении своей собственной личности и ее значении.
Сегодня в свете современной теории физической культуры изменилось отношение к этим понятиям. Согласно определению Э. Я. Степаненковой, «физическое воспитание» - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства»
Так, Л. И. Лубышева, говоря о понятиях «физическое развитие», «физическое воспитание» и «физкультурное воспитание», указывает на то, что «первое является объективным процессом, который совершается в организме человека, второе – активным воздействием человека на этот процесс, а третье выступает как целенаправленный процесс приобщения людей ко всем ценностям физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание – это всегда педагогический процесс целенаправленного, регулируемого изменения физических и духовных кондиций человека, основная задача которого – сознательно целенаправленно познавать и непротиворечиво реализовывать в физкультурной практике уже созданные природой предпосылки гармоничного совершенствования физического потенциала человека».
В современной теории физической культуры физкультурное образование определяется как «обучение двигательным умениям и навыкам управления движениями своего тела во времени и пространстве, а также вооружение теоретическими знаниями по использованию двигательных умений и навыков в различных условиях жизни и деятельности».
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» содержит направления повышения качества физического воспитания, проведения мониторинга физической подготовки и физического развития детей и молодежи. Целью программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития спортивной инфраструктуры, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Одна из ведущих задач – разработка и внедрение физкультурно – оздоровительных программ и технологий и их адаптация в образовательных учреждениях с учетом особенностей развития детей и подростков.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» впервые вводит в содержание дошкольного образования такие образовательные области, как «Физическая культура», «Здоровье» и «Коммуникация». Образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Согласно Федерально - государственным требованиям, содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Физкультурное образование – это глубокое освоение достижений физической культуры, чем это принято в физическом воспитании. Ребенок дошкольного возраста должен получить физкультурное образование, то есть освоить двигательную деятельность, на основе которой развиваются его психофизические качества, воспитывается физическая культура.
Следовательно, организация образовательного процесса в соответствии с современными требованиями предполагает необходимость преобразований в его содержании, подчинения достижению основной цели- сформировать физическую культуру личности дошкольника, основной которой является физкультурное оборудование.
Физкультурное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста знаний об основах физической культуры, понимания значения физических упражнений, осознанного отношения к своему здоровью, физическому развитию на основе сформированных знаний и умений. В системе физкультурного образования используются средства, методы и формы физической культуры, обеспечивающие оптимальный для каждого ребенка уровень физической подготовленности, физического, интеллектуального и духовного развития.
Для получения оптимального результата образовательного процесса важны и интенционные основы физкультурного образования дошкольников – успешность человека, занимающегося физическими упражнениями, популярность занятий физической культурой и спортом у детей.
Основываясь на положениях физкультурного воспитания, сформулированных И. В. Лубышевой, мы вывели ведущие принципы современного физкультурного образования детей дошкольного возраста :
- системность – рассмотрение процесса физкультурного образования дошкольников как целостной системы, включающей не только содержательно – организационный компонент, но также условия и ресурсы, системную оценку его качества;
- природосообразность – опора на естественно – научные основы становления и развития личности, определяющие построение физкультурно – образовательного процесса;
- эргономичность – создание оптимальных условий физкультурного образования, в том числе и физкультурно – образовательной предметной среды, с целью повышения его качества;
- креативность – создание ребенком движений, двигательных образов, в которых он выступает как субъект физической культуры;
- значимость сенситивных периодов развития на разных этапах дошкольного возраста, наиболее благоприятных для физического развития ребенка, усвоения и реализации им норм, форм, условий человеческой жизнедеятельности;
- совместная двигательная деятельность взрослых и детей – движущая сила физического развития, присвоение им в общении со взрослыми достижений физической культуры, моторного опыта человечества;
- ведущая роль игровой деятельности детей дошкольного возраста в обеспечении их полноценного развития (в том числе и физического);
- значимая роль информационно – коммуникативного пространства (звукового, графического) в физкультурном образовании дошкольников;
- неравномерность и индивидуальность физического развития детей, учитывать которые чрезвычайно важно в процессе их физкультурного образования.
Целью физкультурного образования детей дошкольного возраста является формирование основ ценностного отношения ребенка к здоровью и физической культуре, овладение им средствами, методами и формами индивидуальной двигательной деятельности, умениями направленно использовать эту деятельность для собственного духовного, социального, коммуникативного, физического и интеллектуального развития.
Основные задачи физкультурного образования дошкольников :
- обучать движениям и физическим упражнениям в процессе организованных взрослыми разных форм занятий физической культурой, с использованием современных методов обучения, а также средств и способов педагогической коммуникации;
- обогащать двигательный опыт детей в процессе овладения базовыми средствами двигательной деятельности;
- обеспечивать системное освоение детьми рациональных способов управления движениями и связанных с ними знаний;
- формировать умение использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях физкультурой;
- расширять адаптационные и функциональные возможности дошкольников путем всестороннего воздействия физическими упражнениями на развитие основных органов и систем их организма;
- воспитывать основные психофизические качества личности на базе общей физической подготовки;
- развивать двигательные способности дошкольника, содействовать развитию их креативности и коммуникативности, способствовать целостному развитию личности ребенка;
- формировать интерес к физической культуре и спорту, создавая коммуникативно – ориентированную среду физкультурного образования.
Таким образом, мы определяем физкультурное образование дошкольника как целостную педагогическую систему, направленную на развитие личности ребенка средствами физической культуры и включающую процесс активного овладения детьми систематизированными общими и специальными знаниями физической культуры, способами творческой познавательной и двигательной деятельности, а также его методическое и ресурсное обеспечение.