Елена Борисова
Современные педагогические технологии в ДОУ по ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок дошкольного возраста растёт, впитывая в себя всё, как губка, в своих играх и повседневной жизни, копируя взрослое его окружение, будь то родители, педагоги, которые его окружают. Помочь ребенку открыть мир для себя и открыть себя — миру, призваны взрослые, в том числе взрослые, имеющие такую непростую и такую замечательную профессию — педагог! В современном мире к педагогу возрастают требования, современный мир - мир инициативных, творческих педагогов, людей, которые беззаветно служат одной цели - воспитать культурную, гармонично-развитую личность, умеющую понимать, ценить и любить окружающий его мир.
Публикация «Современные педагогические технологии в ДОУ по ранней профориентации» размещена в разделах
Ознакомление дошкольников с миром профессий, в настоящее время названное «ранней профориентацией», становится одним из важных направлений развития образовательной политики государства.
С самых первых шагов ребенка, родители представляют его будущее, внимательно следят за интересами и склонностями своего малыша, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Нередко можно услышать от родителей: «Мой Саша так увлечён машинами, вырастет и будет водителем», или «Моя Катя всё время играет с кукольной посудкой, наверно будет поваром». Но пройдёт время и интересы и склонности детей поменяются, а возможно и нет, а только усилятся. И от взрослых зависит, какой путь изберёт их ребёнок, ведь именно на примере взрослых дети узнают о профессиях, и именно от взрослого зависит, приобщит ли ребёнка к труду, научит ли уважать любой труд, ценить всё, что создают люди.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является самым первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС, определяющим содержание ознакомительной работы с детьми в этом направлении, и входит в социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие направлено на воспитание самостоятельности; формирование позитивных установок к разным видам труда.
Познавательное развитие способствует формированию первичных представлений о себе, о людях, объектах окружающего мира.
Реализация содержания по этим образовательным областям происходит в разнообразных видах детской деятельности: самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); изучение объектов окружающего мира; сюжетно-ролевые игры; наблюдения за работой людей; экскурсии; беседы; дидактические игры; восприятие художественной литературы и фольклора; просмотр презентаций, мультфильмов ит. д.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учётом современных образовательных педагогических технологий.
1. Технология проектной деятельности.
Проектная деятельность относится к современным гуманитарным технологиям. Проект в детском саду – это специально организованный педагогом и выполняемый воспитанниками комплекс познавательно-исследовательских действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
2. Технология исследовательской деятельности.
Технология познавательно – исследовательской деятельности – это совокупность последовательных действий педагога, направленных на получение детьми знаний, путём тесного соприкосновения с чем – либо в специально созданных условиях, для определения чего – либо, опытным путем. Она способствует открытию знаний самим ребёнком. Её значение состоит в том, что она развивает в детях любознательность и наблюдательность, учит находить и раскрывать неизвестное, что приводит к поиску нужной информации через проведение экспериментов и опытов.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Педагогу отводится огромная роль в поддержании ролевой игры, взрослый может внести в неё творческий подход, повлияет на создание интереса к игре. И только опытный педагог, который учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого дети вовлекаются в сплочённые группы по своему желанию, с удовольствием участвуют в игровых действиях и могут полностью реализовать себя в игре.
4. Технология интегрированного обучения.
В дошкольном образовательном учреждении эта технология является инновационной, она позволяет связать несколько образовательных областей в одно целое. Когда соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. Технология интегрированного занятия в ДОУ позволяет выполнить основную задачу дошкольного обучения в принципе – раскрыть тему полно и глубоко, но при этом сделать занятие минимально продолжительным. Это позволяет не перегружать детей и оставлять больше времени для других мероприятий, например, прогулок и подвижных игр.
5. Технология ИКТ (Интерактивно-компьютерная технология)
В настоящее время очень широко применяют педагоги в своей работе ИКТ технологии. Использование ИКТ в детском саду является одним из эффективных способов повышения интереса детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона для изучения материала.
Детский сад является первой ступенькой во взрослую жизнь. Это первый этап профориентационной работы. Ведь в детском саду ребёнок впервые соприкасается с рабочими моментами воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара, музыкального руководителя, дворника. Ребёнок пытается повторять за взрослыми его профессиональные действия, имитирует его поведение во время работы. В детстве дети первый раз заявляют о своём желании кем-то быть, ведь его спрашивают – «кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» Можно смело заявить, что наша профориентация начинается с самого детского сада.
Мы взрослые, видим своих детей учёными, изобретателями, смелыми моряками, умными юристами, известными артистами и просто добрыми людьми. И от нас, взрослых зависит, какими людьми в будущем станут наши дети. Будут ли они трудолюбивыми, активными, самостоятельными, а самое главное – счастливыми, потому что выбрали свой жизненный путь сами.
Таким образом, выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни».