Кузьмичева Ольга
Современные образовательные технологии в ДОУ. Технологии проектной деятельности
▼ Скачать
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социального и личностного опыта через включение детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и тренировке дошкольников, единодушно отмечают, что организованная в соответствии с ней жизнедеятельность в детском саду позволяет им лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация образовательных проектов :
Публикация «Современные образовательные технологии в ДОУ, Технологии проектной деятельности» размещена в разделах
"игровая" — занятия детей, участие в групповых мероприятиях (игры, народные танцы, инсценировки, различные виды развлечений);
"экскурсии с гидом", направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. ;
"повествовательный", в процессе освоения которого дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокально-художественной (рисование, музыкальной (игра на фортепиано) формах;
"конструктивные", направленные на создание конкретного полезного продукта: изготовление скворечника, обустройство цветочных клумб.
Типы проектов :
в зависимости от доминирующего метода:
исследовательские,
информационные,
творческие,
игровые,
приключенческие,
практико-ориентированные.
по характеру содержания:
включает в себя ребенка и его семью,
ребенка и природу,
ребенка и созданный человеком мир,
ребенка, общество и его культурные ценности.
по характеру участия ребенка в проекте :
заказчик,
эксперт,
исполнитель,
участник от зарождения идеи до получения результата.
по характеру контактов:
проводится в рамках одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой,
в рамках ДОУ,
в контакте с семьей,
учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект).
в зависимости от количества участников:
индивидуальные,
парные,
групповые,
фронтальные.
по продолжительности:
краткосрочные, среднесрочные
-долгосрочные.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных и исследовательских технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации или проводя эксперименты.
Методы и приемчики организации экспериментальных исследований
деятельность :
- эвристические беседы;
- постановка и решение проблемных вопросов;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- эксперименты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментаторской деятельности;
- "погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и шумам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, развивающие игры познавательного и творческого характера
ситуации;
- рабочие задания, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Опыты (экспериментаторство)
Состояние и преобразование материи.
Движение воздуха и воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
Коллекционирование (работа по классификации)
Виды растений.
Виды животных.
Типы строительных сооружений.
Виды транспорта.
Виды профессий.
Путешествия по карте
Стороны света.
Рельеф местности.
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные "метки" являются символами.
Путешествие по "реке времени"
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в "отметках" материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
История жилищного строительства и озеленения.