Маргарита Старжинская
Современные методы и приёмы, используемые в развитии речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в работе были определены основные принципы, которые легли в основу исследования: принцип развивающего общения, принцип системности и последовательности, принцип доступности, принцип наглядности. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие устной речи, речевого общения-одна из главных.
Публикация «Современные методы и приёмы, используемые в развитии речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: активизация, речевая активность, речевая инициатива, опросно-ответные конструкции.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду - обучение речевому развитию является одной из главных. Дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. В процессе работы над темой были выявлены следующие противоречия:
-в настоящее время снижен уровень языковой культуры общества, дети слышат неправильную речь и далеко не литературные выражения;
-правильное и своевременное речевое развитие дошкольников, благодаря чему воспитанники познают окружающий мир, отстаёт от нормы.
В своей педагогической работе придерживаюсь определённой, направленной на развитие активности ребёнка, способности применять полученные навыки в разных видах деятельности. Всю свою работу разделила на три блока:
- Первый блок. Активизация деятельности детей.
-Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности.
- Третий блок. Активизация речи дошкольника в разных видах деятельности.
Было определено также, что именно в период дошкольного возраста ребёнок усваивает легче общественно-значимые нормы и функции, знакомится с содержанием социальных ролей.
На протяжении всего периода развития ребёнка существует 3 уровня включения его в социальную сферу общения:
-первое - ближайшее семейное окружение;
-второе – контактный коллектив ДОУ;
-третье – удовлетворение потребности в общении по интересам
Многим детям это удаётся с трудом. Убедилась, что часто они передают своё мнение или отношение к окружающему в чувствах. Поэтому, основным содержанием первого блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие. Упражнения, а также этюды этого блока проводились в качестве разминки. Организуя свою работу, пытаюсь создать у детей потребность подражать действиям взрослого. С этой целью использовались побуждения типа: «Покажи, как…», «Изобрази, как…», «Повтори за мной…».
Жизнь не стоит на месте, и некоторые интересные её моменты нашли своё отражение в процессе моей деятельности. Совместно с детьми был составлен план мероприятий по ознакомлению с событиями и явлениями в родном городе и стране, который активно использую в своей работе.
Много внимания уделяется также развитию эмоций детей, так как они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Большую помощь в этом оказывают сенсорные и эмоционально-экспрессивные игры, потому что они вписываются в любую детскую деятельность. Это и «День рождения», и «Молчок», и «Собака принюхивается». Можно предложить детям прослушать рассказ, и мимикой показать услышанное Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации её основных компонентов, поэтому большое внимание уделяю словесным играм. Ценность таких игр («Кто быстрее?», «Пара к паре», «Новая история») проявляется в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.
Конструирование, аппликация также могут выступать как основа развития речи дошкольников
Эти виды деятельности дают возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности. Можно «забыть» положить лист бумаги, карандаши, чтобы дети были вынуждены сами просить их, т. е. проявлять речевую инициативу. Такие ситуации способствуют развитию речевого этикета.
В качестве одного из направлений третьего блока использую моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаю путём наглядности, исполнения детьми различных ролей. Обращаюсь к ребёнку, стимулируя его игровую сопроводительную речь, как бы программируя развитие игры, побуждая детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть она хочет пойти погулять?», «Узнай у Димы, куда он уезжает?»….
Используя свой опыт в организованной деятельности с детьми, я убедилась, что он даёт положительные результаты, служит всестороннему речевому развитию и подготовке дошкольника к школе.
Список литературы
1. Арушанова, А. Г. Мы мыслим [Текст]/ А. Г. Арушанова// Развитие диалогического мышления. - Москва, 2005 - 18 с.
2. Максаков, А. И. Развиваемся в игре [Текст]/ А. И. Максаков// Учите, играя. - Москва,2003- 105 с.
3. Родюшкина, Н. Г. Мир вокруг нас [Текст]/ Н. Г. Родюшкина// Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. - Москва, 2007 - 32 с.