Приложение МААМ

Современные игровые технологии как средство развития речи дошкольников

Вышлова Екатерина
Современные игровые технологии как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка «Современные игровые технологии, как средство развития речи дошкольников»

«Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему словам

— он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский.

Публикация «Современные игровые технологии как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма).

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что уровень речевого развития дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный.

Я поставила перед собой цель: развить все компоненты устной речи ребенка, используя различные игровые технологии. Почему я решила выбрать именно этот метод работы с детьми? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополнили друг друга и обеспечили усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Поставленную цель я реализовала через следующие задачи:

• изучила методическую литературу;

• ознакомилась с различными игровыми технологиями, которые можно использовать для речевого развития ребенка;

• Разработала систему мероприятий, используя выбранные мною методы;

• Провела мастер-класс с педагогами нашего дошкольного учреждения;

• Повысила педагогическую компетентность родителей по данной проблеме.

Реализацию поставленных задач осуществляла через:

— организованную образовательную деятельность,

— совместную игровую деятельность,

— самостоятельную деятельность детей,

__ индивидуальную работу,

— взаимодействие с родителями.

Работу начала с анализа и изучения современных игровых технологий. В своей работе решила использовать следующие игровые технологии : Су-джок терапия, кинезиология, синквейн.

Я провела мастер-класс с педагогами «Учимся создавать синквейн». На котором поделилась своим опытом работы по составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Совместно с педагогами познакомились с правилами составления синквейна, выбором темы и дальнейшей работы с ним. Рассмотрели виды синквейнов (по прослушанному рассказу или сказки, по готовому синквейну, для закрепления изученной лексической темы и т. д.).

Также я провела круглый стол с воспитателями «Использование кинезиологических приёмов в работе с детьми», на котором познакомила педагогов с кинезиологией, совместно отработали навыки применения кинезиологических упражнений в работе воспитателей с детьми, разработали комплексы кинезиологических упражнений.

В своей работе с детьми решила использовать Су – джок терапию, Кинезиологию, Синквейн.

Наблюдая за детьми, я заметила, что для них характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Изучив методическую литературу, решила использовать в работе с детьми шарики Су-Джок. Су – джок терапия - это нетрадиционная здоровьесберегающая технология. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. На занятиях с массажерами ребенок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и такие упражнения способствуют повышению физической и умственной работоспособности.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, я использую стихотворный материал, потешки, песенки и таким образом одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация звуков в речи, развивается память и внимание. Такие упражнения провожу с детьми несколько раз в день (утром, в образовательной деятельности в виде физкультминуток). Например:

Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

(массажные движения указательного пальца)

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

(массажные движения среднего пальца)

Ёжик фыркнул – отойдите и не плачьте, не просите,

(массажные движения безымянного пальца)

Если дам иголки - съедят меня волки.

(массажные движения мизинца).

Кинезиология. Это наука о развитии головного мозга через определённые

двигательные упражнения. Кинизиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка. Для эффективности коррекционно - развивающей работы, я провожу занятия с детьми каждый день, включая их в образовательную деятельность, в соответствии с перспективным планом. Так же все упражнения выполняю в доброжелательной обстановке, стоя или сидя за столом. Работу с детьми провожу индивидуально или по подгруппам, руководствуясь принципом от простого к сложному. Например:

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность, способствует развитию речи, активизирует мыслительную деятельность и обеспечивает непроизвольное запоминание материала является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Инновационность данной методики состоит в том, что дошкольник учится исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Данный игровой прием я использую в основном для закрепления изученной темы.

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра.

В своей работе с детьми я очень часто использую различные многофункциональные пособия и лепбуки.

Хочу представить вашему вниманию многофункциональное развивающее игровое пособие «Фразовый конструктор».

Целью данного пособия является: развитие всех компонентов устной речи.

Реализацию цели осуществляю через следующие задачи:

• ознакомление детей с картинками фразового конструктора, расширение словаря;

• составление простого двусоставного предложения;

• упражнение в составлении словосочетаний, подбирая действие к существительному;

• активизация словаря действий;

развитие умения распространять предложение, образуя трехсоставное и четырех составное предложение;

развитие умения составлять предложения при помощи картинок фразового конструктора;

• упражнение в составлении предложений с предлогом, уточнение пространственных отношений.

Уникальность данного пособия состоит в том, что использовать его можно как с детьми первой младшей группы, так и подготовительной, в зависимости от поставленной задачи.

В данном игровом пособии собраны картинки по многим лексическим темам. И в первой младшей группе их можно использовать для обогащения словаря ребенка. Далее учить составлять словосочетания, двусоставные и трехсоставные предложения, знакомить с предлогами. Так же данное пособие можно использовать как дидактическую игру: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Ассоциации»

Работа с родителями

В работе моими помощниками являются родители.

Работа с родителями строю таким образом, чтобы они являлись равноправными участниками развивающего процесса.

При взаимодействии с родителями использовала разные формы работы.

Разработала консультации, памятки для родителей, провела тематические родительские собрания: консультация на родительском собрании «Организация работы по развитию речи»;

Консультации «Гимнастика для ума», «Дидактическая игра в жизни ребёнка», Буклет «Кинезиологические упражнения дома с детьми», «Как развивать речь детей дошкольного возраста дома».

Информация в папку-передвижку «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?», «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»; индивидуальные консультации для родителей «Рекомендации по развитию речи детей». Все встречи с родителями провела в дружеской, располагающей к доверительным отношениям, обстановке, что способствовало эффективному взаимодействию «ребёнок — родитель – воспитатель».

Результаты работы

В результате систематической и углубленной работы по развитию речи у детей с использованием современных игровых технологий заметила положительную динамику, отметила повышение уровня развития речи детей.

Положительные результаты были достигнуты благодаря осуществлению личностно-ориентированного подхода к ребенку при тесном взаимодействии с родителями и проведению планомерной и систематической работы.

Опыт работы показал, что использование игровых технологий на занятиях благотворно влияет на развитие всех компонентов устной речи у детей и способствует развитию речи как средству общения дошкольников.

Используя игровые технологии, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

Таким образом, процесс развития речи у детей дошкольного возраста более эффективен при использовании на занятиях и в режимных моментах инновационных форм обучения.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности»Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности» Современные нетрадиционные технологии в изодеятельности как средство художественно-эстетического развития. Добрый день, уважаемые коллеги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные игровые технологии как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 25 октября 2024 в 00:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные игровые технологии как средство развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Вышлова Екатерина (УИ 1637375) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД