МААМ-картинки

Современные игровые технологии как средство развития речи дошкольников

Вышлова Екатерина
Современные игровые технологии как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка «Современные игровые технологии, как средство развития речи дошкольников»

«Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему словам

— он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский.

Темочки:

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма).

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что уровень речевого развития дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный.

Я поставила перед собой цель: развить все компоненты устной речи ребенка, используя различные игровые технологии. Почему я решила выбрать именно этот метод работы с детьми? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополнили друг друга и обеспечили усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Поставленную цель я реализовала через следующие задачи:

• изучила методическую литературу;

• ознакомилась с различными игровыми технологиями, которые можно использовать для речевого развития ребенка;

• Разработала систему мероприятий, используя выбранные мною методы;

• Провела мастер-класс с педагогами нашего дошкольного учреждения;

• Повысила педагогическую компетентность родителей по данной проблеме.

Реализацию поставленных задач осуществляла через:

— организованную образовательную деятельность,

— совместную игровую деятельность,

— самостоятельную деятельность детей,

__ индивидуальную работу,

— взаимодействие с родителями.

Работу начала с анализа и изучения современных игровых технологий. В своей работе решила использовать следующие игровые технологии : Су-джок терапия, кинезиология, синквейн.

Я провела мастер-класс с педагогами «Учимся создавать синквейн». На котором поделилась своим опытом работы по составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Совместно с педагогами познакомились с правилами составления синквейна, выбором темы и дальнейшей работы с ним. Рассмотрели виды синквейнов (по прослушанному рассказу или сказки, по готовому синквейну, для закрепления изученной лексической темы и т. д.).

Также я провела круглый стол с воспитателями «Использование кинезиологических приёмов в работе с детьми», на котором познакомила педагогов с кинезиологией, совместно отработали навыки применения кинезиологических упражнений в работе воспитателей с детьми, разработали комплексы кинезиологических упражнений.

В своей работе с детьми решила использовать Су – джок терапию, Кинезиологию, Синквейн.

Наблюдая за детьми, я заметила, что для них характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Изучив методическую литературу, решила использовать в работе с детьми шарики Су-Джок. Су – джок терапия - это нетрадиционная здоровьесберегающая технология. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. На занятиях с массажерами ребенок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и такие упражнения способствуют повышению физической и умственной работоспособности.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, я использую стихотворный материал, потешки, песенки и таким образом одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация звуков в речи, развивается память и внимание. Такие упражнения провожу с детьми несколько раз в день (утром, в образовательной деятельности в виде физкультминуток). Например:

Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

(массажные движения указательного пальца)

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

(массажные движения среднего пальца)

Ёжик фыркнул – отойдите и не плачьте, не просите,

(массажные движения безымянного пальца)

Если дам иголки - съедят меня волки.

(массажные движения мизинца).

Кинезиология. Это наука о развитии головного мозга через определённые

двигательные упражнения. Кинизиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка. Для эффективности коррекционно - развивающей работы, я провожу занятия с детьми каждый день, включая их в образовательную деятельность, в соответствии с перспективным планом. Так же все упражнения выполняю в доброжелательной обстановке, стоя или сидя за столом. Работу с детьми провожу индивидуально или по подгруппам, руководствуясь принципом от простого к сложному. Например:

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность, способствует развитию речи, активизирует мыслительную деятельность и обеспечивает непроизвольное запоминание материала является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Инновационность данной методики состоит в том, что дошкольник учится исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Данный игровой прием я использую в основном для закрепления изученной темы.

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра.

В своей работе с детьми я очень часто использую различные многофункциональные пособия и лепбуки.

Хочу представить вашему вниманию многофункциональное развивающее игровое пособие «Фразовый конструктор».

Целью данного пособия является: развитие всех компонентов устной речи.

Реализацию цели осуществляю через следующие задачи:

• ознакомление детей с картинками фразового конструктора, расширение словаря;

• составление простого двусоставного предложения;

• упражнение в составлении словосочетаний, подбирая действие к существительному;

• активизация словаря действий;

развитие умения распространять предложение, образуя трехсоставное и четырех составное предложение;

развитие умения составлять предложения при помощи картинок фразового конструктора;

• упражнение в составлении предложений с предлогом, уточнение пространственных отношений.

Уникальность данного пособия состоит в том, что использовать его можно как с детьми первой младшей группы, так и подготовительной, в зависимости от поставленной задачи.

В данном игровом пособии собраны картинки по многим лексическим темам. И в первой младшей группе их можно использовать для обогащения словаря ребенка. Далее учить составлять словосочетания, двусоставные и трехсоставные предложения, знакомить с предлогами. Так же данное пособие можно использовать как дидактическую игру: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Ассоциации»

Работа с родителями

В работе моими помощниками являются родители.

Работа с родителями строю таким образом, чтобы они являлись равноправными участниками развивающего процесса.

При взаимодействии с родителями использовала разные формы работы.

Разработала консультации, памятки для родителей, провела тематические родительские собрания: консультация на родительском собрании «Организация работы по развитию речи»;

Консультации «Гимнастика для ума», «Дидактическая игра в жизни ребёнка», Буклет «Кинезиологические упражнения дома с детьми», «Как развивать речь детей дошкольного возраста дома».

Информация в папку-передвижку «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?», «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»; индивидуальные консультации для родителей «Рекомендации по развитию речи детей». Все встречи с родителями провела в дружеской, располагающей к доверительным отношениям, обстановке, что способствовало эффективному взаимодействию «ребёнок — родитель – воспитатель».

Результаты работы

В результате систематической и углубленной работы по развитию речи у детей с использованием современных игровых технологий заметила положительную динамику, отметила повышение уровня развития речи детей.

Положительные результаты были достигнуты благодаря осуществлению личностно-ориентированного подхода к ребенку при тесном взаимодействии с родителями и проведению планомерной и систематической работы.

Опыт работы показал, что использование игровых технологий на занятиях благотворно влияет на развитие всех компонентов устной речи у детей и способствует развитию речи как средству общения дошкольников.

Используя игровые технологии, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

Таким образом, процесс развития речи у детей дошкольного возраста более эффективен при использовании на занятиях и в режимных моментах инновационных форм обучения.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности»Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности» Современные нетрадиционные технологии в изодеятельности как средство художественно-эстетического развития. Добрый день, уважаемые коллеги.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные игровые технологии как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 25 октября 2024 в 00:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные игровые технологии как средство развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Вышлова Екатерина (УИ 1637375) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД