Вышлова Екатерина
Современные игровые технологии как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Современные игровые технологии, как средство развития речи дошкольников»
«Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему словам
— он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский.
Публикация «Современные игровые технологии как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма).
Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что уровень речевого развития дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный.
Я поставила перед собой цель: развить все компоненты устной речи ребенка, используя различные игровые технологии. Почему я решила выбрать именно этот метод работы с детьми? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополнили друг друга и обеспечили усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Поставленную цель я реализовала через следующие задачи:
• изучила методическую литературу;
• ознакомилась с различными игровыми технологиями, которые можно использовать для речевого развития ребенка;
• Разработала систему мероприятий, используя выбранные мною методы;
• Провела мастер-класс с педагогами нашего дошкольного учреждения;
• Повысила педагогическую компетентность родителей по данной проблеме.
Реализацию поставленных задач осуществляла через:
— организованную образовательную деятельность,
— совместную игровую деятельность,
— самостоятельную деятельность детей,
__ индивидуальную работу,
— взаимодействие с родителями.
Работу начала с анализа и изучения современных игровых технологий. В своей работе решила использовать следующие игровые технологии : Су-джок терапия, кинезиология, синквейн.
Я провела мастер-класс с педагогами «Учимся создавать синквейн». На котором поделилась своим опытом работы по составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Совместно с педагогами познакомились с правилами составления синквейна, выбором темы и дальнейшей работы с ним. Рассмотрели виды синквейнов (по прослушанному рассказу или сказки, по готовому синквейну, для закрепления изученной лексической темы и т. д.).
Также я провела круглый стол с воспитателями «Использование кинезиологических приёмов в работе с детьми», на котором познакомила педагогов с кинезиологией, совместно отработали навыки применения кинезиологических упражнений в работе воспитателей с детьми, разработали комплексы кинезиологических упражнений.
В своей работе с детьми решила использовать Су – джок терапию, Кинезиологию, Синквейн.
Наблюдая за детьми, я заметила, что для них характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Изучив методическую литературу, решила использовать в работе с детьми шарики Су-Джок. Су – джок терапия - это нетрадиционная здоровьесберегающая технология. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. На занятиях с массажерами ребенок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и такие упражнения способствуют повышению физической и умственной работоспособности.
Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, я использую стихотворный материал, потешки, песенки и таким образом одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация звуков в речи, развивается память и внимание. Такие упражнения провожу с детьми несколько раз в день (утром, в образовательной деятельности в виде физкультминуток). Например:
Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
Ежик, ежик колкий, где твои иголки,
(дети катают Су-Джок между ладоней)
Нужно бельчонку сшить распашонку,
(массажные движения указательного пальца)
Починить штанишки шалуну-зайчишке,
(массажные движения среднего пальца)
Ёжик фыркнул – отойдите и не плачьте, не просите,
(массажные движения безымянного пальца)
Если дам иголки - съедят меня волки.
(массажные движения мизинца).
Кинезиология. Это наука о развитии головного мозга через определённые
двигательные упражнения. Кинизиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка. Для эффективности коррекционно - развивающей работы, я провожу занятия с детьми каждый день, включая их в образовательную деятельность, в соответствии с перспективным планом. Так же все упражнения выполняю в доброжелательной обстановке, стоя или сидя за столом. Работу с детьми провожу индивидуально или по подгруппам, руководствуясь принципом от простого к сложному. Например:
Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас.
Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность, способствует развитию речи, активизирует мыслительную деятельность и обеспечивает непроизвольное запоминание материала является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Инновационность данной методики состоит в том, что дошкольник учится исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Данный игровой прием я использую в основном для закрепления изученной темы.
Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра.
В своей работе с детьми я очень часто использую различные многофункциональные пособия и лепбуки.
Хочу представить вашему вниманию многофункциональное развивающее игровое пособие «Фразовый конструктор».
Целью данного пособия является: развитие всех компонентов устной речи.
Реализацию цели осуществляю через следующие задачи:
• ознакомление детей с картинками фразового конструктора, расширение словаря;
• составление простого двусоставного предложения;
• упражнение в составлении словосочетаний, подбирая действие к существительному;
• активизация словаря действий;
• развитие умения распространять предложение, образуя трехсоставное и четырех составное предложение;
• развитие умения составлять предложения при помощи картинок фразового конструктора;
• упражнение в составлении предложений с предлогом, уточнение пространственных отношений.
Уникальность данного пособия состоит в том, что использовать его можно как с детьми первой младшей группы, так и подготовительной, в зависимости от поставленной задачи.
В данном игровом пособии собраны картинки по многим лексическим темам. И в первой младшей группе их можно использовать для обогащения словаря ребенка. Далее учить составлять словосочетания, двусоставные и трехсоставные предложения, знакомить с предлогами. Так же данное пособие можно использовать как дидактическую игру: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Ассоциации»
Работа с родителями
В работе моими помощниками являются родители.
Работа с родителями строю таким образом, чтобы они являлись равноправными участниками развивающего процесса.
При взаимодействии с родителями использовала разные формы работы.
Разработала консультации, памятки для родителей, провела тематические родительские собрания: консультация на родительском собрании «Организация работы по развитию речи»;
Консультации «Гимнастика для ума», «Дидактическая игра в жизни ребёнка», Буклет «Кинезиологические упражнения дома с детьми», «Как развивать речь детей дошкольного возраста дома».
Информация в папку-передвижку «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?», «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»; индивидуальные консультации для родителей «Рекомендации по развитию речи детей». Все встречи с родителями провела в дружеской, располагающей к доверительным отношениям, обстановке, что способствовало эффективному взаимодействию «ребёнок — родитель – воспитатель».
Результаты работы
В результате систематической и углубленной работы по развитию речи у детей с использованием современных игровых технологий заметила положительную динамику, отметила повышение уровня развития речи детей.
Положительные результаты были достигнуты благодаря осуществлению личностно-ориентированного подхода к ребенку при тесном взаимодействии с родителями и проведению планомерной и систематической работы.
Опыт работы показал, что использование игровых технологий на занятиях благотворно влияет на развитие всех компонентов устной речи у детей и способствует развитию речи как средству общения дошкольников.
Используя игровые технологии, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.
Таким образом, процесс развития речи у детей дошкольного возраста более эффективен при использовании на занятиях и в режимных моментах инновационных форм обучения.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.