Венера Кривова
Консультация «Современные формы работы с родителями в ДУ»
▼ Скачать + Заказать документы
По моему мнению, актуальными к нашему семинару станут слова В. А. Сухомлинского
«Только вместе с родителями,
общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье».
В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Семья для ребенка -это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Публикация «Консультация „Современные формы работы с родителями в ДУ“» размещена в разделах
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Ст. 44 говорится:
1. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам,в нем большое внимание уделяется работе с родителями. Стандарт является основой для оказания помощи законным представителям в воспитании детей; охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одна из главных задач стандарта направлена на (Слайд 5)
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П. 1.6. 9
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
(Слайд 6)
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто наблюдателями. Они должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте.
В соответствии с ФГОС организация обязана информировать родителей относительно целей дошкольного образования ; обеспечить его открытость ; создавать условия для участия родителей в образовательном процессе ; поддерживать родителей в воспитании,охране и укреплении здоровья детей.
Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогут сплотить вокруг себя родителей.
Слайд 7
Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно - информационные. Напомню, форма (лат. – forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные формы – играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
Все формы работы с родителями подразделяются на : традиционные и нетрадиционные
Традиционные родительские собрания в форме лекций,отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями осознается и педагогами. Педагоги ищут новые,современные формы сотрудничества с родителями.
Слайд 8
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Общение между педагогами и родителями строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Нетрадиционные формы можно разделить на 4 группы: информационно-аналитические,наглядно-информационные, досуговые и познавательные.
Слайд 9
1. Информационно-аналитические формы работы.
Цель, с которой используется эта форма - сбор,обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективы его развития.
Формы проведения общения :
-Проведение социологических опросов, срезов;
-«Педагогическая копилка: родители для педагогов»
-«Педагогическая копилка: педагоги для родителей»
-«Почтовый ящик» Это коробка или тетрадь,в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам,заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
-«ОКНО» -очень короткие новости. Информационный стенд,в котором отражаются наиболее важные события –праздники и развлечения,дни рождения детей, походы,экскурсии, интересные занятия,продукты коллективного детского творчества, сочинения детей.
-Индивидуальные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности. Родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей ; семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях.
2. Наглядно-информационные формы работы.
Цель: Знакомство с условиями, содержанием,методами и приемами развития и воспитания детей.
-День открытых дверей группы. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия,смотрят как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома,над чем поработать. Вначале родители- пассивные наблюдатели, а позже их можно привлекать к проведению занятий. После таких посещений активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.
-Прайс-листы
Они ориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы, игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учетом необходимости и полезности для ребенка в соответствии с возрастом.
-Мини-библиотеки
Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в образовательном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала,включающим в себя лексические,грамматические, словарные задания,задания на развитие внимания, памяти. Они могут взять домой на время необходимые пособия,чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
.
3. Досуговые формы работы.
Цель: установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
-Совместные досуги, праздники
-Выставки работ родителей и детей
-Кружки и секции
-Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы
4. Познавательные формы работы.
Цель : Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Формирование у них практических навыков воспитания детей
-Семинары-практикумы
-Тренинги
Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
-Педагогический брифинг
-Педагогическая гостиная
-Устные педагогические журналы
Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
- Исследовательско- проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
-Круглый стол. В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания
-Родительские собрания в нетрадиционной форме – эффективная форма работы с родителями. Но уже построена не на монологе,а на диалоге. Собрания проводят в виде дискуссий,КВН, посиделок. Может использоваться видеозапись деятельности детей,фрагменты занятий,конкурсные выступления
.
Родители практически всех групп принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разработаны следующие проекты :
Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные 34 результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.