ИРИНА НИКАНОРЕНКОВА
Современная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: цели, приоритеты и мотивации
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый современный педагог в сложившихся условиях развития общества и требований к профессиональным компетенциям сегодня хорошо понимает и осознает значение социальной и педагогической среды, в которой находятся наши воспитанники. Многочисленные научные исследования и история педагогической науки в целом доказывают необходимость создания такой обстановки вокруг чада, которая будет способствовать его развитию и росту во всех сферах жизни. Однако, неумелое использование как таковой может привезти к обратному эффекту. Поэтому, на мой взгляд, как бы не была организована среда, личность наставника в ней должна быть ярче всего. Требования к организации ППРС - это скорее фундамент для дома, в котором проявит себя каждый, а вот стены должны творить мы: педагоги, с настроением, с выдумкой, с фантазией. Мы определили для себя тот минимум, который необходим нам внутри группы, он представлен в таблице. А вот настроение-это уже в фотографиях. Познавательно-исследовательская деятельность
Публикация «Современная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: цели, приоритеты и мотивации» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Познавательное развитие :
-дидактические игры на развитие мышления, внимания, памяти, воображения;
-объекты для исследования в действии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами, коллекции, мозаика, палочки Кюизенера, наборы кубиков, конструкторы др. ;
-образно-символический материал (наборы картинок, календари погоды и пр.);
Формирование элементарных математических представлений -игровой материал (раздаточные наборы);
-образно-символический материал (головоломки, лабиринты);
-нормативно-знаковый материал (карточки, кубики с цифрами);
-развивающие игры с математическим содержанием;
- домино, шашки, шахматы, настольно-печатные игры.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей - образно-символический материал;
- настольно-печатные игры;
-видеоматериалы, мультфильмы;
Коммуникативная деятельность
Направление образовательной деятельности
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
- картотека словесных игр, игр на развитие коммуникативных качеств;
- настольно-печатные игры для общего игрового взаимодействия;
- игры на развитие общей и мелкой моторики;
- развивающие игры и дидактические материалы;
- алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов;
- художественная литература для чтения детям;
- картины, иллюстративный материал для рассматривания;
Развитие всех компонентов устной речи детей
Восприятие художественной литературы и национального фольклора
Направление образовательной деятельности
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений :
-книжный уголок с художественной литературой для чтения детям;
-аудио- и видеозаписи литературных произведений на СД-дисках и флеш-носителях;
-портреты писателей, поэтов;
-книжки-самоделки;
-макеты сказочных домиков для обыгрывания и создания игровой речевой среды;
-различные виды театров, в том числе детский самодельный театр;
- ширмы для кукольного театра;
-элементы детских театральных костюмов, атрибуты;
- мнемотаблицы для заучивания стихов;
- картотека подвижных игр со словами;
- картотека словесных игр;
- картотеки загадок, пословиц;
-фольклорная музыка на СД-дисках, флеш-носителях;
-мини-выставка-коллекция кукол в русских национальных костюмах; куклы-самоделки.
Развитие детской речи и приобщение к русскому народному фольклору
Игровая деятельность
Развитие навыков и умений игровой деятельности:
-игрушки-персонажи;
- игрушки-предметы;
-детская кукольная мебель, кукольные предметы быта;
- игровой строительный материал;
- игровые конструкторы;
- детали конструктора;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными) :
- настольные игры соответствующей тематики;
- пособия «Правила безопасности»;
- игрушки;
- игрушки-предметы;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности - художественная литература для чтения детям;
- дидактические наборы соответствующей тематики;
- фото воспитанников;
- мини коллекции;
- нормативно-знаковый материал;
- справочная литература;
Формирование патриотических чувств:
- иллюстративный материал;
- художественная литература для чтения;
- дидактические наборы соответствующей тематики;
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
- иллюстративный материал;
- дидактические наборы соответствующей тематики;
- художественная литература для чтения;
- игрушки;
- игрушки-персонажи и ролевые атрибуты;
- маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта) с учетом правил безопасности;
Приобщение к правилам безопасного поведения
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства :
- иллюстративный материал;
- видеомультфильмы для детей;
- дидактические наборы соответствующей тематики;
- игрушки-предметы оперирования;
- настольные игры соответствующей тематики;
- строительный материал;
- конструкторы;
- художественная литература по теме.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям:
- иллюстративный материал;
- дидактические наборы соответствующей тематики;
- художественная литература;
- энциклопедии;
- игрушки-предметы оперирования;
- настольные игры соответствующей тематики;
- информационно-деловое оснащение ДОУ «Безопасность»
Конструирование из разного материала
Развитие навыков и умений конструктивной деятельности:
-образно-символический материал;
- строительный материал;
- конструкторы напольные и настольные, пазлы;
- плоскостные конструкторы;
- бумага, природные и бросовые материалы;
Самообслуживание и элементарный бытовой труд:
Развитие навыков и умений трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе)
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
-детская, кукольная мебель, предметы быта;
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье»;
- полифункциональные предметы;
-материалы для аппликации, конструирования из бумаги, природные, бросовые материалы;
-изображения профессий и пр. ;
-настольно-печатные игры («Профессии», «Кому, что нужно?», «Кто что делает?» и т. п.);
Музыкальная деятельность
Развитие навыков и умений музыкально- художественной деятельности:
- музыкальный центр;
- детские музыкальные инструменты;
- аудиозаписи с музыкальными произведениями;
- пособия, игрушки, атрибуты;
- различные виды театров;
- ширмы для кукольных театров;
- детские костюмы;
- дидактические картинки (концерты, театры);
Приобщение к музыкальному искусству
Изобразительная деятельность
Развитие навыков и умений изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) :
- небольшие репродукции картин;
- материалы и оборудование для продуктивной деятельности (аппликации, лепки, рисования);
- природный бросовый материал;
- иллюстративный материал, картины;
- настольно-печатные игры («Цвет», «Форма», «Ассоциации» и пр.);
- варианты художественных произведений;
-образцы воспитателя, которые были предложены детям во время НОД;
-изделия народных промыслов (Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, матрешки, Богородские игрушки);
- скульптуры малых форм (глина, дерево);
- игрушки, муляжи, гербарии.
Развитие детского творчества
Приобщение к изобразительному творчеству:
- примеры художественных произведений;
- художественная литература с иллюстрациями;
- иллюстративный материал, картины;
Двигательная деятельность
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) :
- картотеки подвижных игр;
- мячи разных размеров и веса, ленточки, обручи, кубики, кегли, скакалки;
- атрибуты для спортивных игр (бадминтон, настольный теннис, хоккей и пр.);
- художественная литература по теме;
- наборы картинок о видах спорта;
-самодельные спортивные атрибуты;
-маски для проведения подвижных игр;
-картотека подвижных игр;
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- алгоритмы для запоминания последовательности культурно-гигиенических процедур;
- иллюстративный материал, картины;
А теперь немного фото из организации ППРС.