Раида Алибегова
Современная организация игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:"Современная организация игровой деятельности"
В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Публикация «Современная организация игровой деятельности» размещена в разделах
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. В игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Каждый педагог ДОУ назовет множество задач, решаемых с помощью игры.
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая
классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы.
Хотя опыт работы в детском саду у меня очень маленький,я все-таки столкнулась с тем, что показатели игровой деятельности детей требуют принятия эффективных мер по улучшению игры в ДОУ. Первое, с чем столкнулась в работе, что наши ребятишки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Изменилась и сама суть детской игры: она стала нерадостной, агрессивной, индивидуалистической. Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, чем и как занять ребёнка дома, в какие игры с ним поиграть. Большинство родителей, покупая малышу «робота» или Барби, игровую приставку, не задумываются о том, что могут навредить душе ребёнка, стать врагом семьи. Игрушки на наших глазах с каждым годом становятся всё более недобрыми, агрессивными, более того, происходит явная демонизация игрушки. Родители зачастую оберегают своих малышей от подвижных игр: «не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди», даже от здорового соперничества в подвижных играх. Сейчас особенно необходимо воссоздание игровой традиции : подвижных, дворовых, сюжетно-ролевых игр и игрового детского фольклора. Работая с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе игры. Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста.
В своей работе с детьми,мною были подобраны и проведены подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами. Использовала игры-упражнения с элементами ритмической гимнастики. Движения включали элементы народных, эстрадных, спортивных танцев. Проводила с детьми дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ, игры-упражнения, с целью развивать внимание, логическое мышление, память, воображение. Внедрила в работу c детьми «игровой час». Основным приемом организации такого «часа» являлся «игровой момент». Организация «игрового часа» предусматривала творческий подход: могла заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Всё это повысило интерес детей к игре. Большое внимание уделяла подвижным играм, играм, основанным на материале русского фольклора, подвижным музыкальным играм, театрализованным играм. Также использовала в работе малые формы народного фольклора (заговоры, прибаутки) для хороводных, народных игр, что способствовало воспитанию детей в национальных традициях. Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, и овладения социальным опытом
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него.
В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.