Анна Четверикова
Современная форма включения семьи в образовательную деятельность ДОО: семейный клуб
▼ Скачать + Заказать документы
«Современная форма включения семьи
в образовательную деятельность ДОО: семейный клуб»
В современной системе образования значимую роль занимают взаимоотношения педагогов ДОУ и родителей обучающихся. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ «преимущественное право на воспитание и обучение детей закрепляется за родителями».
Публикация «Современная форма включения семьи в образовательную деятельность ДОО: семейный клуб» размещена в разделах
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" впервые признал, что повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогов, но и степени вовлеченности родителей, от успешного сотрудничества педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию ДОО с родителями. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед современным детским садом, определяется осуществление взаимодействия «с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Документы ориентируют и родителей, и педагогов на то, что полноценное всестороннее развитие ребенка возможно только при обязательном активном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Мобильность и изменяемость содержания процесса взаимодействия с семьями обучающихся, ориентируют современного педагога на необходимость поиска привлекательных для семьи форм сотрудничества - оптимальных, экономных (с точки зрения временных рамок) и эффективных с практической точки зрения, позволяющих вовлечь родителей в непрерывный процесс педагогического общения, имеющих высокий индекс полезности.
Вместе с тем, анализ массовой практики показывает, что организация сотрудничества ДОО и родителей является одним из наиболее сложных направлений в деятельности детского сада. Педагоги и специалисты, акцентируя важность привлечения родителей к участию в жизни детского сада, признают, что в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная натянутость и дистанция.
Особенно недоверчиво, настороженно и аккуратно родители идут на контакт во вновь набранных группах. Ни детская, ни взрослая аудитория педагогам не знакома, воспитатели еще не вызывают у родителей доверия, общение очень осторожное, ревностное и выжидающее, желание сотрудничать со стороны родителей проявляется очень слабо, зачастую родители считают, что во 2 младшей группе «дети еще маленькие, и все эти выдумки ни к чему…».
Как показали исследования, еще одним препятствием для развития партнерских отношений является высокая загруженность родителей на работе и нехватка свободного времени. Следствием этого - тенденция снижения активности родителей в образовательном процессе и трудности привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ.
По результатам опросов оказалось, что всего около 20 % опрошенных родителей готовы участвовать в жизни детей в ДОУ и оказывать посильную помощь практического характера, причем 10 % из них внесли уточнения («иногда», «редко», «если договориться заранее», «смотря какую помощь»). Пассивной частью опрошенных оказались в большинстве своем молодые родители.
Наибольший отклик у родителей и наибольший процент готовности к участию вызвали предложения:
• участие в совместных детско-родительских проектах, смотрах-конкурсах, выставках
• участие в жизни ребенка через помощь в организации развлечений, досугов, утренников в ДОУ, детской самодеятельности
Анализируя результаты анкет и устных опросов, педагоги группы пришли к выводу, что родители готовы поддержать педагогов и поучаствовать в тех мероприятиях, где они увидят своих детей активными участниками совместных мероприятий.
Среди ряда опросов, интересным материалом для раздумий оказались данные анкет «Игра и ребенок», которые отдельно заполняли и родители, и педагоги. На основании этих анкет стало понятно, что родителям сложно заметить некоторые нюансы, находясь в условиях один на один с ребенком.
Так, результаты педагогической диагностики показали, что дошкольники группы:
• не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе освоения разных видов игровой деятельности («я не знаю, что с этим делать, как с этим играть»)
• не способны выбирать себе род занятий(«я не знаю, что мне делать»)
• не уверенны в своих силах («я не буду/не хочу - у меня не получиться»)
• не готовы предложить или принять помощь
• не проявляют настойчивости в достижении результата («я не буду больше в это играть – это плохая игра»)
• неохотно принимают предложение вместе познакомиться с новой игрой, в лучшем случае – наблюдают издалека
Родители были ознакомлены с результатами педагогической диагностики, которые и легли в основу индивидуализации процесса образования в группе. Намеченная работа была направлена на усиление педагогической работы в области игровой деятельности совместными усилиями педагогов и семьи.
В процессе совместного обсуждения было принято решение создать детско-родительский Семейный Клуб «Играем вместе» с обязательным включением во взаимодействие всех участников образовательного процесса - детей/родителей/педагогов.
Творческой группой был разработан пакет документов: Положение, регламентирующее деятельность Семейного Клуба, форма листа регистрации, перспективный план работы на год.
Эта форма работы удивительным образом смогла объединить всех участников образовательного процесса. Практико–ориентированная направленность встреч стала полезной, познавательной и интересной как детям, так и родителям.
На сегодняшний день можно подвести уже некоторые итоги:
Методические результаты:
• Пополнена методическая копилка (пополнена картотека народных подвижных игр, составлены тематические презентации, составлены анкеты для родителей, подобран консультационный материал, разработан и систематизирован материал по использованию нетрадиционной формы работы с родителями в формате Семейного Клуба)
• Дополнена тематическая предметная развивающая среда группы (пошиты детские костюмы, костюмы для взрослых, изготовлена игровая атрибутика, силами семей собран материал и изготовлено развивающее панно – «Бизиборд», подобран музыкальный материал для сопровождения подвижных игр)
Дети:
• Дети получили возможность познакомиться с новыми играми, сделать для себя некоторые открытия, выбрать, оценить и определить для себя полюбившиеся игры
• Активное участие способствовало развитию у детей любознательности, кругозора, раскрепощало детей и подталкивало к общению
• Дети увидели родителя в роли партнера в игре
Родители:
• получили массу возможностей для совместного творчества с детьми, как в домашних условиях, так и в стенах детского сада, появилось много общим тем для обсуждения в семейном кругу
• Увидели в педагоге доступного собеседника, друга, авторитета
• Раскрыли для себя неожиданные качества в своем ребенке, имея возможность наблюдать свое чадо в коллективе
Педагоги:
• Смогли вовлечь семьи в единое образовательное пространство
• Приобрели союзников в лице родителей
• Смогли вызвать у участников проекта разносторонние положительные эмоции, которые нашли отклик в душах и детей, и взрослых
• Внедрением новых технологий в воспитательно-образовательный процесс смогли обогатить его содержание
• Получили возможность творческой самореализации
По итогам года – в заключительном блоке работы Семейного Клуба «Играем вместе» планируется определить степени удовлетворенности родителей от проделанной за год совместной работы, собрать информацию о предпочтениях и пожеланиях на будущий год, а также – обобщить опыт работы и представить отчетный материал педагогическому сообществу в качестве распространения педагогического опыта.