Елена Мыльникова
Совместный проект с родителями «Почитайте мне книжку!»
Совместный проект с родителями «Почитайте мне книжку!»
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение
не стало его
духовной потребностью на всю
жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий
выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся
плохое
В. А. Сухомлинский
Участники проекта: дети 2 младшей группы №1, родители, педагоги.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Публикация «Совместный проект с родителями „Почитайте мне книжку!“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Сроки реализации: среднесрочный (июнь, август 2020 г)
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме. Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека. Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.
Цель проекта:
Привитие любви и интереса к книге у детей.
Повышение уровня знаний родителей по вопросам детского чтения.
Задачи проекта:
Готовить детей к восприятию того, что книга – источник знаний. Воспитывать интерес к общению с книгой.
Учить детей правильному и бережному обращению с книгой.
Воспитывать высокие нравственные качества (милосердие, справедливость, внимание друг к другу) через чтение художественной литературы и иллюстрации.
Подвести родителей к пониманию важного значения - воспитания у детей любви к книге в семье.
Научить родителей грамотно разбираться в огромном книжном рынке для детей.
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Ожидаемый результат
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
Возрождение традиции домашнего чтения.
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя и слушателя.
Реализация проекта предполагает:
совместную деятельность родителей и детей;
взаимодействия воспитателя с родителями;
взаимодействие воспитателя с детьми;
взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный:
Определение цели и задач проекта.
Изучение литературы по теме.
Подбор методической литературы.
Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.
2 этап – основной исследовательский
Работа с детьми:
Беседа «Книга – наш лучший друг», беседа о книгах.
Чтение русских народных сказок.
Знакомство с фольклором (колыбельные, загадки в стихах, потешки).
Заучивание стихотворений А. Барто.
Рассматривание иллюстраций в книгах
Просмотр музыкальных сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Мойдодыр»
Дидактические игры по русским народным сказкам.
Утренняя гимнастика по содержанию русских народных сказок.
Пальчиковые игры на основе сказок
Рисование «Колобок»
Лепка «Репка на грядке»
Театрализованные игры по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка»
Изготовление книжек - малышек к сказкам «Репка», «Курочка Ряба»
Рассказывание сказок с использование книжек- малышек : «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»
Выставка «Книжкины именины»
Создание «Книжкиной больницы»
Работа с родителями:
Анкетирование родителей о роли книги в воспитании ребенка.
Консультация «Семейное чтение», «Семейное чтение: с чего начать»
Распространение памяток для родителей «Как читать детям»
Фото «Рассматривание иллюстраций в книгах дома»
Фото «Домашняя библиотека»
Акция «Подари книгу детскому саду»
Мастер-класс по изготовлению развивающей книги.
Фотовыставка «Развивающая книга своими руками»
3 этап – заключительный:
Спортивное развлечение «По дороге сказок»
Фотовыставка «Почитайте мне книжку»
Выступление на итоговом педагогическом совете с результатами работы по теме проекта (презентация).
Анализ результатов проекта:
Во время реализации данного проекта приняли участие дети и родители
В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов ДОУ дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились вместе с воспитателем инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению.
Реализация данного проекта позволила создать в группе богатый книжный уголок, в пополнении которого активное участие приняли родители, участвуя в акции «Подари книгу детскому саду». У детей сформировался интерес книге, дети полюбили чтение и рассматривание иллюстрации в книгах.
Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению, стали сами больше читать, научились разбираться в книжном мире для детей.
Список используемой литературы
1. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.
2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 1992.
3. Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007
4. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М. : Просвещение, 1996 г.
5. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. -М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
6. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
7. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.
8. Берестов В. В. Что и зачем читать дошкольникам. // Дошкольное образование приложение к газете 1 сентября. 2006. N 16. с. 5-20.
9. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. М. : Просвещение, 2004. -144 с.
10. Гриценко З. А. Еще раз о детском чтении. // Детский сад от А до Я. N -2003. с. 15-22.
11. Гурович Л. М. Ребенок и книга. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.
12. Герасимова С. П. Книжки для малышки. // Домашний очаг. 2003. N с. 88-90.
13. Егорова С. В. Праздник День книжки. // Детство. 2002. N с. 21-24.
14. Зябкина В. В. Воспитание будущего читателя. // Дошкольное воспитание. 1994. N с. 28-34.
15. 10.http://detsad114.ucoz.ru/publ/khudozhestvennoe_tvorchestvo/mjagkaja_razvivajushhaja_knizhka_dlja_malysha_svoimi_rukami/28-1-0-164
16. http://сад99. рф/proekt-podgotovitelnoy-gruppyi-v-ramkah-nedeli-knigi
17. 12. Тимофеева И. Н. Книга в жизни детей. – М. : 2003.