Елена Богатырева
Формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка В. А. Сухомлинский
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста очень важно для современной России. Патриотизм – это важное нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой любви и понимании своей родины и родного города.
Публикация «Формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для формирования личности важны зарождающиеся еще в дошкольном возрасте патриотические чувства. Это процесс, который позволяет детям активно узнавать о своей родине, как физической, так и нематериальной, видя, слыша и случайно знакомясь с окружающим миром. Так развивается любовь к своей родине, природе, истории, культуре и людям.
Для человека родина – это место, где он родился. Для наших детей – это поселок Борисовка, маленькая точка на карте нашей огромной страны. Задача педагогов детского сада – помочь детям увидеть и узнать о том, чего они никогда не видели и о чем не слышали, помочь им развить интерес к своему городу и своей родине.
Мы знаем, что сила природы – это то, что мы все испытали в то или иное время, и что она является основным источником прочных знаний и незабываемых и радостных впечатлений. Ребенок, который растет в окружении природы своей страны, будет испытывать эмоциональное воздействие и сможет выразить свои чувства и мысли в словах.
Природа – неисчерпаемый источник обогащения детских мыслей и языка. Полученные в детстве знания о том, как видеть и слышать настоящую природу, вызывают у детей большой интерес и расширяют их знания. Мир природы прекрасен. Дети сталкиваются с океаном звуков и запахов. Тысяча различных головоломок и загадок. Их просят остановиться, послушать, посмотреть и подумать. Контакт с природой пробуждает в детях любопытство. Она помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни, не было и не будет ничего достойного внимания.
Природа – это мощная познавательная сила. Она дает возможность безмерно расширять кругозор ребенка, формировать умение сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерности, делать выводы. Природа имеет много преимуществ для формирования речи у детей. Чем больше ребенок видит и понимает, тем понятнее становится его язык, тем легче ему общаться со сверстниками, тем проще ему взаимодействовать со взрослыми, и тем яснее он может выражать свои мысли, что является ключевым фактором его последующего успеха в школе.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Это время, когда формируется позитивное отношение к природе, к «рукотворному» миру, себе и другим людям. Дети должны расти в гармонии. Если дать детям возможность общаться с природой, это может принести много результатов для их благоприятного развития. Осознание природы земли, на которой они родились и выросли, играет важную роль в формировании речи детей 4-5 лет. Мир природы обширен и разнообразен, а сельская местность потрясающе красива. Как же познакомить с природой родного края? Беседовать об увиденном, наблюдать за живой и неживой природой, экспериментировать с природными материалами, играть в игры с элементами естествознания, рассматривать фотоальбомы, открытки и фотографии. Это позволяет детям обогащать и укреплять свои навыки, связанные с природой, развивать познавательные способности, интересы и речь. Разговоры о животных и растениях, наблюдения за изменениями в природе и обсуждение того, что они видят на прогулках и по дороге в детский сад, помогут в развитии речи ребенка на пятом году жизни.
Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития с нарушениями речи, где проблема развития речи является предметом особого внимания и представляет особый интерес для педагогов. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Словарный запас детей беден. Многие дети используют существительные и глаголы при описании картинок и редко используют прилагательные, местоимения, предлоги и другую лексику, которая должна быть в запасе в среднем дошкольником возрасте.
У детей с особыми образовательными потребностями также недостаточно развиты когнитивные процессы (внимание, память, мышление и воображение, которые узко связаны с языковой деятельностью. Детей этой возрастной группы часто называют «почемучками», у них есть сильное желание учиться и исследовать мир природы, поэтому они заинтересованы в обучении, но не удовлетворены своими знаниями о природе. На мой взгляд, краеведческая деятельность может расширить знакомство детей с окружающей природой, дать удовлетворительные ответы на их вопросы, нарисовать картину их маленького родного города, вызвать интерес, любопытство и привязанность. Такое направление работы имеет большой потенциал для развития у детей экологического сознания, а также подходит для работы с детьми с ограниченными возможностями. Считаю, что главная цель моей работы – в совершенствовании всех сторон речи в процессе ознакомления с природой родного края.
Воспитатели являются главными контролерами этического, социального и экологического воспитания в детских садах. Особенностью педагогов, работающих с группами детей с особыми образовательными потребностями, является то, что они занимаются не только общеобразовательной, но и коррекционно-воспитательной работой.
Основной задачей дошкольных логопедов является всестороннее развитие речи дошкольников, особенно тех, у кого есть речевые проблемы. Если в коррекционно-воспитательной работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, роли педагогов меняются: учитель-логопед становится активным помощником и участником. При этом учитель-логопед решает следующие коррекционные задачи:
1. Развитие познавательных процессов, которые тесно связаны с речевой деятельностью: внимание, память, мышление, воображение.
2. Обогащение словарного запаса новыми единицами лексики, изучение ранее неизвестных слов и приобретение новых значений для слов, которые уже входят в словарный запас.
3. Повышение осведомленности и позитивного отношения детей к природным явлениям и объектам.
4. Развитие бережного и ответственного отношения к природе.
Следовательно, занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях.
В работе учителя-логопеда используются различные методы: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фотографий и видеороликов, презентаций); словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы); практические (экологические игры).
Использование игровых техник является ключевой предпосылкой такой работы. Дети усваивают сложный учебный и речевой материал через игру. Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяется дидактическим эколого-речевым играм: «Когда это бывает?», «Съедобное – несъедобное», «Кто где живет?», «Где растет яблочко?», «С какого дерева лист?», «Положи грибок в кузовок» и др. Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности : вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений. Дидактические игры переплетаются с изучением определенной лексической темы, а для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые гимнастики экологического содержания. Учитель-логопед в своей деятельности на индивидуальных занятиях для закрепления лексических тем использует: пуговицы (просит воспитанников выбрать картинку с изображением овоща или фрукта и прикрепить к ней пуговицу того же цвета, что и картинка); информационные и коммуникационные технологии. Это повышает интерес дошкольников к учебной программе и улучшает качество и эффективность их обучения.
Особый интерес вызвало у детей совместное изготовление фотоколлажа «Край любимый, Борисовский край!». Ребята с удовольствием рассматривали фотографии с пейзажами родного края, узнавали знакомые места и самостоятельно клеили их на лист ватмана.
С огромным удовольствием дети просматривают видеоролики о родном крае. Поэтому включаем в свои занятия видеоэкскурсии.
Особое внимание уделяем совместной деятельности детей и родителей: еженедельно в группе выставляется информация для родителей о лексической теме недели, в которой предлагаются задания для обогащения словаря детей, список лексико-грамматических игр, связанных с экологией; тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года. Даем родителям советы по развитию речи детей через ознакомление с природой родного края. Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой?», «Почему звери меняют шубки?», «Как зимуют деревья?». Дидактические игры и настольные игры в домашнем уголке ребенка могут быть и природоведческого содержания : «Чей домик?», «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной» «С какого дерева лист», «Четвертый лишний», игра «Найди детеныша для мамы», «Назови, какой, какая?» «Чьи плоды (семена?». Они учат классифицировать растения и животные, запоминать новые названия, обогащают и развивают речь дошкольников. Главное, чтобы ребенку и взрослому было интересно вместе! Словесные игры, такие как: «Съедобное – несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Хорошо – плохо», «Кто где живет?» «Я знаю», «Родная природа» развивают у детей внимание, воображение, речь, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.