Таьяна Шестакова
Совместная работа логопеда и воспитателей в подготовительной группе комбинированной направленности по теме «Дары осени»
▼ Скачать + Заказать документы
21 – 25.09.2020 г.
I Индивидуальная работа
1. Артикуляционная гимнастика со всеми детьми и по подгруппам
II Развитие диафрагмального дыхания в упражнении «Сильный ветер». Сделать глубокий вдох и надуть живот, при выдохе втягивать живот. Контроль полоской бумаги (у каждого ребёнка в руке).
III Развитие мимики: «Красивая осень»; «Богатый урожай».
VI Развитие моторики:
- общей
Осень продолжается вместе с октябрём
(медленно поднять, затем опустить руки в стороны);
Листья осыпаются золотым дождём.
Публикация «Совместная работа логопеда и воспитателей в подготовительной группе комбинированной направленности по теме „Дары осени“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
(Руки поднять и медленно опускать вниз, шевелить пальчиками)
Часто небо хмурится солнышку в упрёк.
(медленно кружиться на месте)
Подметает улицы дворник-ветерок.
(«подметать» листья).
- мелкой
Орешник ветки наклонил –«кивающие» движения ладоней
Сжать кулачки
Массирование пальцев, начиная с мизинца
Зверят орешком угостил:
Вот орешек для бельчонка,
Вот орешек для зайчонка,
Вот орешек хомячку,
Вот орех бурундучку,
И орешек для меня
Приготовил он, друзья
V Развитие зрительно – пространственного восприятия, пространственных представлений:
- «Допиши букву» -
- «Зачеркни неправильно написанные буквы»
- «Выложи букву из палочек»
VI Закрепление представлений о форме предметов «Выложи из палочек» (по памяти)» :
VIII Обучение грамоте. Тема Тема: «Звуки [д] [д*]. Буква Д.
1. Повторите с детьми:
- характеристику звука [д] : согласный, при его произнесении воздушная струя, выходящая изо рта, встречает преграду – кончик языка. Звук [д] – звонкий, т. к. при его произнесении в горлышке звучит голосок, твёрдый, у него есть пара – мягкий звук [д*]. Домик звука [д] – буква Д.
2. Фонетические игры:
- «Поймай звук [д]» (в ряду звуков, в слогах, в словах);
- «[д] или [д*]» – поднять символ – синий квадратик, если в слове звук [д], зелёный квадратик, если в слове звук [д*] –
- «Подарки Даше и Диме» - подобрать слова и картинки, (мелкие игрушки);
- «Найди место [д], [дь] в слове»;
- «Кто больше соберёт слов со звуком [д]»;
- «Разговор твёрдого и мягкого братцев» :
Да - … (дя)
Ды - … (ди)
Дэ - … (де)
Ду - … (дю)
До - … (дё)
Дя - … (да)
Ди - … (ды)
Де - … (дэ)
Дю - … (ду)
Дё - … (до)
3. «Закончи слово» : да - …., , … ; ду -, ,, … ; ды -, , …; до - …., …; ди - …., …; дя -, , … .
4. «Замени 1 – й звук в слове на зв. [д] :
Сом - …
Кочка - …
Пороги - …
Вождь - …
Круг - …
Зуб - …
Рама - …
Мог - …
Тушь - …
Мойка - …
Почка - …
Пачка - …
Волк - …
Пух - …
Пар - …
Ночь - …
5. «Замени 1 – й звук в слове на звук [д*]» :
Писк - …
Мина - …
Пень - …
Тело - …
Весна - …
Метка - …
Пенёк - …
Белить - …
Вели - …
Ливан - …
Лети - …
6. «Какое слово зашифровано» :
Д.. . (дом, дым, дам, дуб, дог, два,);
Д.. . (дыня, дома, Дима, Даша, друг,);
. . д. (вода, сода, люди, сюда, Лида,);
7. «Вставь букву Д и запиши слово» :
. ом,. оски,. упло,. уга,. ым,. иван,. уб,. .иск
3. Буква Д
Выучить описательные стихи о букве:
Буква Д на дом похожа
Пол и крыша есть в ней тоже
Читать и выкладывать из разрезной азбуки:
Д Д Д Д
д д д д
дом дым дам дуб дог вода сода годы дыни один Дима Лида диск дуга туда садик сидит водит диван доска дупло погода помада Владик Вадим
5. Читать предложения, чертить схемы предложений:
Лида купила дыни. Дима один дома.
6. Выполнить звукослоговой анализ слов :
СОЛДАТ ДИВАН САДИК
7. Учить детей разгадывать ребусы: ДА ЛК ДИТ
IX Формирование лексико – грамматической стороны речи
1. Расширение лексического состава языка:
- существительные: осень, времена года, осенние месяцы – сентябрь, октябрь, декабрь; деревья, листва, листопад, дождь, ливень, тучи, облака, ветер, ветерок, туман, похолодание, сырость, погода, утро, день, вечер, ночь. туман, заморозки, слякоть, ненастье, урожай, запасы, стая, клин. Грибы (опята, грузди, лисички, белые грибы, мухоморы, ягоды (брусника, малина, смородина, клюква, морошка, кедры, сосны, деревья. Кустарники, коренья, травы, богатства (лесные, дары (природы, леса, запасы, припасы, добыча, кладовая;
- глаголы: расти, подрастать, сажать, беречь, жить, шелестеть, зеленеть, шуметь, стоять, клониться, качаться, защищать, обогащать, дарить; собирать, искать, запасаться, приносить, припасать, складывать, засыпать, …. Дуть, лить, желтеть, опадать, осыпаться, сохнуть, жухнуть, шуршать, хмуриться, наступать, собираться, прощаться, готовиться, улетать, линять, вянуть, моросить, запасаться, одеваться.
- прилагательные: цвета стволов деревьев – коричневый, белый, зелёный; цвет листвы – желтый, оранжевый, багряный; кудрявая, могучий, кряжистый, раскидистый, лиственный, хвойный, высокий – низкий, широкий – узкий. Богатый, щедрый, полезный, вкусный, необходимый.
- наречия: грустно, пасмурно, сыро, холодно, голодно, шумно, громко; вкусно, сытно, много, красиво.
2. Формировать у детей понятия:
- «дары осени» - это всё, что люди вырастили за лето и собирают осенью в полях, садах, огородах, в лесу;
- «лес – бесценная кладовая» - в лесу тоже осенью созревает урожай грибов, ягод, шишек, трав, кореньев, которые необходимы для здоровья человека и пропитания диких животных.
3. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных: лес – лесной, осень – осенний, тайга – таёжный, ягоды – ягодный, грибы – грибной, кедры – кедровый, сосны – сосновый, малина – малиновый (куст, смородина – смородиновый, … .
4. Пополнение словаря по теме :
Кто собирает грибы? (грибник)
Кто собирает ягоды? (ягодник)
Кто собирает шишки? (шишкари)
Кто собирает трав? (травники)
5. Упражнять детей в образовании относительных
прилагательных в игре «Какой, какая, какое».
VII Игры:
«Назови ласково» - ягода -, шишка -, гриб -,
корень -, трава -, малина - …; смородина - -,
брусника -, клюква -, сосна - … .
X Формирование навыка связной речи:
1. Упражнять детей в умении отгадывать загадки о осени, осенних явлениях, деревьях, об овощах, фруктах, хлебе.
2. Объяснять детям смысл пословицы «Осень припасиха, а зима – подбериха».
3. Упражнять детей в пересказе рассказа по теме «Дары осени. Лес бесценная кладовая».
Закончился первый месяц осени – сентябрь и наступил второй месяц – октябрь. В октябре погода переменчивая – то идёт дождь, то светит солнце, но всегда дует холодный ветер.
Лес стоит тихий, потому что птицы улетели в тёплые края. А ещё лес стал прозрачным, потому что деревья сбросили листву. Только стоят зелёными мохнатые елки, высокие сосны и могучие кедры.
Все жители леса делают запасы на зиму. Одни таскают в норки грибы, корешки, траву. Другие всё это едят, чтобы стать сильнее в холодную зиму и выжить. Люди тоже собирают дары леса. Собирают в лесу грибы, ягоды, шишки, лечебные травы и корешки.
Осенью в нашем лесу много ягод, грибов, шишек, полезных трав и корешков. Это богатство леса, его дары для нас и лесных жителей – животных.
XI Развитие психических процессов:
- «Подскажи словечко» - ребё нку вставить пропущенные слова:
Белочка сидела (на) дереве и грызла (орешки). Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из – за) дерева выглядывает хвост белочки. Мальчики подошли ближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.
- «Четвёртый лишний»;
- «Скажи наоборот» : Сосна высокая, а рябина низкая. У сосны иглы длинные, а у ели …. У клёна листья большие, а у берёзы …. У кедра ствол толстый, а у берёзы …. У берёзы ствол светлый, а у кедра … .
XII Подготовка руки к письму :
XIII Знакомство с художественной литературой. Заучивание стихотворения «В лесу» А. Гусевой
Мы ходили с папой в лес.
Сколько всяких там чудес!
Под пеньки и кочки
Спрятались грибочки.
Очень дружные ребята!
Называются опята.
Мы их находили,
В кузовок ложили.
Ещё видели ужа
И колючего ежа.
Ну, а белочка по веткам
Убежала к своим деткам.
А для младшего братишки
Принесла домой я шишки.
Вот, когда он подрастёт,
С нами тоже в лес пойдёт.
Сам увидит чудеса
И какая там краса!