Ирина Фёдорова
Совместная непосредственно-образовательная деятельность с детьми «Как солнце в дом пришло»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие) : «Как солнце в дом пришло»
Возрастная группа: старшая 5-6 лет
Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая
Учебно-методический комплект: «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы;
Публикация «Совместная непосредственно-образовательная деятельность с детьми „Как солнце в дом пришло“» размещена в разделах
«Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста» авт. Толстикова О. В., Савельева О. В.
Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации». – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Дыбина О. В. «Что было до…» Игры-путешествия в прошлое предметов. - М. : «Сфера», 1999.
Средства:
наглядные - панно с изображением реки, иллюстрации с изображением осветительных предметов;
мультимедийные - компьютерная презентация;
литературные - загадка;
музыкальные - аудиозапись классической музыки.
Оборудование: раздаточный материал – краски (акварель, гуашь); стаканчики-непроливайки; кисточки; фломастеры; карандаши; восковые мелки; бумага для рисования формата А4, А3.
Задачи образовательной программы:
Обучающие:
ознакомление детей с историей возникновения источников освещения;
формирование представлений об объектах и свойствах источников освещения.
Развивающие:
обогащение словаря детей (факел, лучина, фитиль, керосиновая лампа, маяк, древность, старина, современность);
развитие творческой активности детей в процессе продуктивной деятельности.
Воспитательные:
формирование умения делать выбор, договариваться о совместных действиях, представлять результат собственной деятельности.
Цель: познакомить детей с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
I. Обсуждение реального события Дети заходят в группу под звуки классической музыки.
Педагог здоровается с детьми.
- Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети, почему в зале так темно?
(затем свет включается).
- Почему людям плохо без света?
Педагог приветствует детей.
Ведет диалог с детьми, задает вопросы.
Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей в обсуждение; комментирует высказывания. Дети отвечают на вопросы педагога.
Рассказывают о своих чувствах.
Выражают собственные мысли. Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности. Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность.
II. Постановка целей исследования - Ребята, вы знаете откуда свет появился?
- Как вы думаете, лампочки всегда были?
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Хотелось бы вам отправится в путешествие по «реке времени»?
- Да, именно по реке, оказывается, течет не только вода, так можно сказать и про время.
Педагог предлагает детям переместиться во времени.
- Чтобы перенестись нам в давние времена, я хочу предложить вам положить руки на мои волшебные часы.
Проговаривание слов:
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В древность все мы попадем. Педагог создает проблемную ситуацию.
Педагог ставит цель. Отвечают на вопросы педагога.
Выражают собственные мысли. Проявление готовности к совместной деятельности.
Проявление интереса к предстоящей деятельности.
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала - Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры? Показ презентации.
Слайд 1. Рассказ педагога о появлении света в пещере.
- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры
Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры и чтобы освещать себе путь. Как вы думаете, как назвали эту палку?
Слайд 2. Рассказ педагога о факеле.
Факел - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли их на стене.
Педагог предлагает продолжить путешествие и переместиться в старину. Проговаривание слов:
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В старину мы попадем.
Слайд 3. Рассказ педагога о печи и камине.
- Прошло много-много лет, люди научились делать дома и стали жить в них. А тепло надо откуда-то брать! И пришлось им костер спрятать в печь из камня и кирпича.
– Как вы думаете, почему огонь спрятали в печь?
Слайд 4. Рассказ педагога о лучине. Лучина это самая обычная щепка, только заострённая на конце. Лучину ставили на специальную подставку - светец. Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место. Под светцем ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, то может случиться пожар.
-Долго ли горит лучина? Удобна ли она в использовании?
Слайд 5. Рассказ педагога о свече.
- Первые свечи делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. Интересно, что люди использовали свечи ещё и как часы. Они заметили, какая часть свечи сгорает за час, и делали на таком расстоянии отметины на свечке, так получались своеобразные часы. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами. Воск со свечи стекал и попадал на стол, на пол, и его было трудно соскребать, тогда и придумали специальные подставки под них –канделябры.
-Ребята, а в наши времена, часто зажигают свечи? Где вы их видели? А чем неудобна свеча?
Слайд 6. Рассказ педагога о керосиновой лампе.
- Керосиновой лампа называлась потому, что горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.
- Удобна ли керосиновая лампа? А почему?
- В домах стало светло, а на улице?
Слайд 7. Рассказ педагога о уличных газовых фонарях.
- На улице было темным-темно. Вот и придумали люди уличные газовые фонари. По трубам подводили к фонарям газ, вечером человек зажигал каждый фонарь, взбираясь по лесенке. - Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилья.
Предлагает переместиться в современность.
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В современность попадем.
А теперь послушайте загадку:
- Огонёк в стекле запаян, как зажёг его хозяин?
Слайд 8. Педагог рассказывает о лампочке.
- Человек изобрел электричество, а на его основе световое устройство – электрическую лампочку, которая светит нам долго и ярко.
- Электрическая лампочка очень удобная, как думаете чем?
Слайд 9. Рассказ педагога об энергосберегающей лампочке.
- Ребята, а где ещё можно увидеть Слайды 10-11. Вводит элемент новизны;
использует наглядные информационные средства;
вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей;
рассказывает;
побуждает к размышлению. Слушают.
Узнают разновидности источников освещения и выстраивают последовательность.
Размышляют, отвечают на вопросы педагога.
Проявляют инициативность в общении с взрослым.
Обогащение словаря детей.
Имеют представление об объектах и свойствах источников освещения.
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» Педагог демонстрирует панно «Река времени». Дает определение понятиям «древность», «старина», «современность».
Педагог предлагает детям самостоятельно разместить предметные картинки на «реке времени», договориться между собой, кто будет выбирать и приклеивать картинки в раздел «древность», «старина» и «современность». Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действия, их последовательность;
постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Выражают собственные суждения; осваивают последовательность размещения источников освещения на «реке времени»;
практикуются в осуществлении выбора. Умение подбирать карточки, соответствующие разделам «реки времени»;
Умение делать логические выводы и умозаключеия.
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования Дети собирают «Реку времени»
• Древность
• Старина
• Настоящее время
(Проверка, трудности).
Педагог приглашает детей в мастерскую.
(Дети рисуют любой понравившийся предмет – источник света).
- Кто расскажет про свой рисунок?
Вовлекает детей в изобразительную деятельность. согласовывает с детьми действия, их последовательность;
напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; выражают собственные суждения; используют материалы, которые можно применить для изобразительной деятельности; осваивают последовательность деятельности; выставляют на всеобщее обозрение свои работы Проявление творческой активности в процессе изобразительной деятельности.
VI.Вывешивание «реки времени» на стене группового помещения - Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?
- А что было самым интересным?
- Вы довольны своей работой?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности - У меня для вас есть раскраски, на которых изображены осветительные приборы, вы можете раскрасить их в группе или дома. Побуждает к самостоятельной деятельности Выражают положительные эмоции Развитие детской самостоятельности, инициативности, активности