вера смирнова
Совместная исследовательская деятельность «Кожа или живая одежда»
Кожа или живая одежда
цель: Формирование представлений о внешнем виде и строении кожи через вовлечение детей в исследовательскую деятельность;
Формирование представлений о здоровье и о здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур;
Формирование у детей делать выводы;
Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
совместная поисково-познавательная деятельность:
1. Рассматривание строения кожи с помощью иллюстративного материала (плакаты, энциклопедии);
Публикация «Совместная исследовательская деятельность „Кожа или живая одежда“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Темочки
2. Проблемная ситуация: "Что такое микробы?", "Как сохранить свою кожу здоровой?"
3. Приёмы первой помощи в случае травмы (ушиб, порез)
Материал:
лупа, стекло, ручка, предмет из металла, ложка, волшебный мешочек, плакат с изображением кожи, видеозапись, ёмкость с водой, халаты детские, тёмная гуашь, ватные палочки, кусочки ткани, вата, тесто, крем, молоко, глина.
Организация:
Дети в действии, подход к инструментам свободный
Ход
Распределение детей на команды: "Учёные-Ассистенты"
Опыт 1."Рассматривание кожи"
Опыт 2. "Как кожа прикреплена к тканям, лежащим под ней"
Опыт 3. "Рассматривание пальцевых рисунков"
Опыт 4. "Что можно узнать с помощью кожи?"
Опыт 5. "Всюду ли кожа имеет одинаковую чувствительность?"
Опыт 6. "Везде ли кожа одинаковая?"
Словесная игра "Можно-нельзя"
Цель: закрепление представлений о способах осуществления гигиенических процедур (уход за телом, волосами)
Игра с элементами ТРИЗ "Какими способами можно очистить кожу"
Цель: развивать воображение, умение мыслить нестандартно.
Просмотр видеозаписи программы "Здоровье"
Подведение итога, выводы.
Ведущий: Ребята, мы уже с вами привыкли ставить опыты с природой, а
сегодня попробуем поставить опыты на себе, и будем знакомиться со своей кожей. Но сначала мы с вами решим, кто сегодня будет учёным, а кто ассистентом.
Пачкун пёстренький: (вбегает и ойкает) "Ой,ой,ой меня прислали к вам поучиться в детский сад. А почему сам не пойму?
Ответы детей (ты грязный, весь перепачкался).
Да и ладно, сейчас сниму с себя грязную кожу, как змея и поменяю на новую, розовенькую, чистую.
Ведущий: Ребята, а можно ли снять с себя кожу, как мы снимаем рубашку?
Опыт 1: Потяните кожу, подёргайте её (нет, кожа прирастает к глубоким слоям тела).
А давайте посмотрим, одинаковая ли толщина кожи на разных местах?
Потрогайте кожу на ладони, а теперь на тыльной стороне руки, Где она тоньше?
На щёках, на шее, где тоньше?
Пачкун: Я понял, по толщине кожа везде разная, да прикреплена она к тканям, лежащим под ней одинаково.
Ведущий: Ты в этом уверен? А мы проверим, где она прочнее прикреплена к телу.
Опыт 2: Оттените кожу на шее, а теперь на затылке. Где оттягивается лучше?
А теперь разогните руку и обследуйте кожу на локте, а теперь согните. Когда оттягивается лучше?
Пачкун: Да, она везде по разному прикреплена к тканям, но зато везде гладкая и на щеках, руках.
Ведущий: Это тебе только кажется, Пачкун Пёстренький.
Опыт3: Сейчас мы с ребятами попробуем рассмотреть кожу в лупу.
(Учёные берут лупу и рассматривают кожу ассистентов, а затем наоборот).
Что вы видите? (мелкая сеточка, волоски, бугорки, складочки).
Посмотрите на кончики пальцев. На них из складочек образовался рисунок. Сейчас мы увидим получше. Учёные возьмите стёклышко. На нём наклеена липкая плёнка. Приподнимите один конец плёнки, прижмите на палец липкую сторону и опять положите на стекло. А теперь в лупу рассмотрите рисунок пальчика.
Ведущий: Что вы видите?
Оказывается у всех рисунок на пальчиках разный.
Пачкун: Ладно, это я понял, а зачем на коже имеются дырочки? Я совсем не хочу, чтобы туда проникла вода.
Ведущий: Какой ты смешной Пёстренький. Мы сейчас с ребятами всё объясним. Ребята существует покровный слой организма - кожа и она защищает нас от внешних воздействий, как зонтик от дождя. И когда мы купаемся, вода не поступает в организм.
Опыт 4: Кожа поддерживает постоянную температуру тела. А "дырочки" на коже называются порами. Сейчас наши ассистенты опустят одну из рук в очень тёплую воду, а учёные попробуют с помощью лупы рассмотреть на какой руке поры будут шире?
А пока ассистенты заняты, наши учёные споют поучительную песню.
Учёные, ка вы думаете почему?
Пачкун: Теперь понял, когда мне холодно, поры сужаются и не выпускают тепло из тела, а когда нам жарко, поры расширяются и лишнее тепло уходит из организма вместе с потом.
А вот я ещё увидел волоски на коже.
А зачем на коже волоски?
Дети: Когда нам холодно волоски поднимаются и удерживают тёплый воздух.
Пачкун: Понимаю теперь, почему звери не носят одежду, у них много густой шерсти. А вообще -то, что можно узнать с помощью кожи?
Ведущий: Кожа нам может много рассказать.
Пачкун: Но я вот тут упал с автомобиля, так и не узнал на что упал.
Опыт 5: Все ли участки кожи чувствуют одинаково?
Сейчас проверим.
Сейчас ассистенты наложат кисти рук друг на друга (тыльными поверхностями) вот так и закроют глаза. А учёные положат им любой предмет между кистями. Определите, что за предмет. А теперь положите на спину, на щёку.
Пачкун: Теперь я знаю, на кончиках пальцев кожа самая чувствительная.
Ведущий: Вот сейчас ребята попробуют на ощупь определить, что находится в нашем волшебном мешочке. (Учёные берут мешочек, а ассистенты определяют на ощупь предмет -форму, твёрдость или даже материал).
А ещё кожа чувствует.
Опыт 6: Ущипните себе кожу ноготками. Что почувствовали? (Боль).
Пачкун: Понятно, теперь я знаю, что наша кожа всё чувствует.
Ведущий: Вот как много мы сегодня узнали о коже, но самое главное тебе расскажут сейчас ребята. Почему, тебе сегодня не хотели пускать в детский сад? (Ответы детей о микробах и грязи).
А сейчас я с вами поиграю в игру: "Можно-нельзя". И проверю, вас и Пёстренького ка вы знаете правила ухода за кожей.
Если можно поднимаете руки.
Если нельзя -руки за спину.
1. однажды Коля не обнаружил своего полотенца и вытерся чужим.
2. нет, она не вытерлась чужим, а взяла чистую тряпочку.
3. Настя наигралась на улице, очень захотела есть и побежала и села сразу ужинать.
4. А затем легла спать в той же одежде, что и гуляла.
5. Утром Коля встал, умылся, сходил в туалет и сел завтракать.
Ведущий: Вы все правильно ответили. Недавно мы с вами учились обрабатывать ранку, но нашей коже может грозить и другая опасность. А, что это за опасность, мы узнаем просмотрев одну из передач.
Пачкун: Оказывается, в жизни надо всему научиться. Спасибо, спасибо (пожимает руки учёным и при этом пачкает их руки).
Ведущий: Что же ты наделал Пачкун? Теперь нашим ассистентам придётся отмывать учёным руки. Но самое главное, у нас здесь нет воды, но есть много разных вещей (перечисляет) выберите любое и попробуйте отчистить наших учёных. А тебе Пачкун -Пёстренький тоже придётся отмываться.
А в следующий раз ждём тебя в гости чистым.
(Пачкун прощается и уходит).
Ведущий: Спасибо господа учёные и ассистенты. Сегодня мы опять много узнали о нашей коже, но это не всё. ДОСВИДАНИЯ.