Нина Шутова
Совместная деятельность воспитателя с детьми. Конспект НОД по лепке в подготовительной группе (нетрадиционная техника)
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект совместной деятельности
воспитателя с детьми по теме :
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
в продуктивной деятельности»
(лепка из нетрадиционного материала)
Вид совместной деятельности
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Тема совместной деятельности
Публикация «Совместная деятельность воспитателя с детьми, Конспект НОД по лепке в подготовительной группе (нетрадиционная техника)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности (лепка из нетрадиционного материала)
Возрастная категория
Старший дошкольный возраст (подготовительная группа)
Цель
Укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным; подготовить руку к письму
Задачи
Создавать условия для развития мелкой моторики. Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей. Организовать различные виды продуктивной деятельности. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально
Оборудование
Муляжи фруктов и овощей; машинки на шнурочке, привязанные к палочкам овальной формы и в форме многоугольника; доска для лепки; стека; «бумажное тесто»; тряпочка; кисти; гуашь; тарелочки; вода в непроливайках
Предварительная работа
Для выполнения работы заранее необходимо приготовить «бумажное тесто». Берем решетки от яиц (картонные, рвем на небольшие кусочки. Все складываем в большую кастрюлю, заливаем водой оставляем на 1 сутки, затем кипятим в течение 1 часа. Это делать обязательно, чтобы исключить наличие вредных микробов и возбудителей всяких болезней (специально консультировалась в СЭС). Оставить массу остывать в этой воде. Затем лишнюю воду отжать (масса не должна быть слишком сухой и слишком мокрой). Перед самой работой смешать с клеем ПВА (я смешивала ровно столько, сколько необходимо для изготовления одной поделки, чтобы масса не сохла). Смешиваю массу с клеем при детях, чтобы они видели, из чего она состоит и не боялись. Несколько работ было слеплено заранее, чтобы они успели высохнуть и их можно было бы раскрасить.
Виды детской деятельности
Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, двигательная, трудовая
Ход совместной деятельности
1. Вводная часть
В: Ребята, мы сегодня с вами полепим. Помните, мы с вами лепили из бумаги.
Д: Да!
В: Сегодня мы будем продолжать лепить из бумаги. Дома вы лепите из бумаги?
Д: Я не леплю, я тоже. Мы не знаем, как. А я вообще не знала, что можно лепить из бумаги.
В: Вот вы придете домой и расскажите, что можно лепить из бумаги.
В: Ребята, мы с вами что лепили?
Д: Овощи
В: Правильно, мы лепили фрукты и овощи. А лепили мы для чего?
Д: Для игры
В: Для какой игры? Как можно играть?
Д: Можно играть в огород – собирать урожай. В магазин. В математику.
В: А как можно играть ими в математику? Считать, сколько раз откусили?
Д: Нет, считать можно
В: А что еще можно делать? Вспоминайте, лимоны у нас получились какие?
Д: Большие и маленькие.
В: Значит их можно сравнивать. Сколько больших, а сколько маленьких. Или, например, один баклажан длинный, а другой – короткий. Можно так делать?
Д: Да
2. Основная часть
В: А еще мы с вами раскрасим то, что уже мы лепили, и те муляжи, которые успели высохнуть. Сейчас, для того, чтобы мы начали, мы поделимся на три колонки
(Дети делятся на три колонки. Каждой колонке дается карандаш, к которому на шнурке привязана машинка. Нужно накручивать шнурок на карандаш, чтобы машинка быстрее подъехала. Карандаши разной формы, одни овальной формы (строительный карандаш – крутить тяжелее, другие в форме многоугольника. Кто справился, выбирает в корзинке муляж того фрукта или овоща, которое хочет лепить из «бумажного теста». Дети, выбрав муляж, садятся за столы. На столах: доска для лепки, стека, «бумажное тесто», блюдце, муляж фрукта или овоща, готовый овощ или фрукт, слепленный ранее, кисти, краски, тряпочка для рук, вода)
В: Что у вас в руках? Это бумага. Смотрите, чтобы что-то слепить, нужно сделать сначала красивый шарик. Погладьте его, погрейте, не бойтесь, берите в ручки. Потрогайте пальчиками.
(Показать, как можно лепить, но не ограничивать фантазию ребенка конкретным заданием. Индивидуальные консультации, помощь. Решение проблемных ситуаций, преодоление страха взять в руки что-то неизвестное. Вовлечение детей в обсуждение своей работы наводящими вопросами. Раскрашивание ранее вылепленных овощей и фруктов. Продолжаем формирование навыков самообслуживания: дети сами убирают свое рабочее место, регулируют воду и моют руки и кисточки. Полностью столы убирают дежурные после работы)
3. Заключительная часть
В: Ребята, посмотрите, какие красивые фрукты и овощи у нас получились. Что вам больше всего нравится? Какие вы все молодцы, вместе мы сделали большую работу.
В: Ребята, понравилось вам лепить и раскрашивать?
Д: Да! Мне больше понравилось лепить, а мне раскрашивать
В: Что делали ваши пальчики?
Д: Лепили и раскрашивали
В: Лепили. Они чистые? Вы их помыли? Они устали, давайте поможем им расслабиться
Пальчиковая гимнастика:
Идут веселые смешные человечки
(Два пальца на каждой руке (указательный и средний) «шагают» по противоположным рукам от кисти до плеча)
Зашли на мостик
(«заходят» на плечи)
И забили гвоздик
(постукиваем по плечам)
Встретили друг друга
(поглаживаем ладошками по щекам)
Улыбнулись. Обнялись
(улыбаемся)
Ручки пожали и пока помахали
(жмем руки и машем «пока»)
В: Ребята, вам понравилась наша работа?
Д: Да, лепить особенно
В: Лепим – то мы зачем?
Д: Чтобы нас фотографировали
В: Фотографирование – это, конечно, хорошо. А еще для чего?
Д: Чтобы руки развивать.
В: А руки нам зачем развивать? Вы в какой группе?
Д: В подготовительной
В: Вы куда скоро пойдете?
Д: В школу
В: А нужно нам руки развивать для школы?
Д: Да! Чтобы писать
В: А когда вы развиваете ручки, ваша головка думает, она будет очень умной, а значит – вы будете хорошо учиться в школе и получать какие оценки?
Д: Хорошие! Пятерки!
Краткий анализ совместной деятельности
Главной целью данной работы является развитие мелкой моторики. В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, то есть плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышлением ребенка, как это доказано учеными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Поэтому данная работа очень важна в подготовительной группе.
Лепка – знакомый вид работы для детей, но лепить из бумаги дети раньше не пробовали. Я стараюсь находить для детей новые и интересные методы и приемы работы. Детям интересно то, что еще не знакомо. При этом я стараюсь показать детям, для чего им необходим тот или иной вид деятельности. Что любой вид деятельности помогает им развиваться.
Я считаю, что цели и задачи, поставленные перед детьми, были достигнуты. Но самое важное в моей работе, это системность и постоянность работы по развитию мелкой моторики. Однократное занятие не будет иметь большого смысла.
Дети этого возраста уже достаточно самостоятельные, поэтому самостоятельно готовятся к занятиям и убирают столы после него.
На нашем занятии у девочки возник страх перед лепкой, я попыталась помочь ей, вместе мы преодолели страх и она смогла слепить то, что хотела. Страха перед тем, чтобы раскрасить уже готовый фрукт не возникло.
На занятии детям было интересно. Они с удовольствием лепили и раскрашивали, проявляли самостоятельность, умение рассуждать.
После того, как работы полностью просохли, мы раскрасили их гуашью, еще раз высушили и покрыли лаком (можно использовать бесцветный лак по дереву, я пользуюсь лаком для волос). Когда муляжи полностью высохли, мы можем использовать их как на занятиях, так и в играх. Сделанная своими руками игрушка несет детям радость. Действия с покупными игрушками зачастую сводятся к монотонному повторению одних и тех же игровых действий, проигрыванию одних и тех же сюжетов. Игра в таких случаях быстро угасает, ведь хорошие и яркие покупные игрушки сделаны чужими дядями и тетями. А игрушки – самоделки длительное время побуждают к играм, так как не спешат расставаться с делом рук тех, кто им очень дорог, и долго находятся под впечатлением созданного.
В ходе совместного с детьми создания игрушечных образов формируется духовный и эмоциональный мир через придание красоты и гармонии привычным вещам; улучшается сенсомоторное развитие, которое в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития; происходит обогащение кругозора, так как игрушка облегчает ребенку понимание связей между разными явлениями жизни; рукоделие развивает дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества и ответственности.
Главной задачей взрослого является умение заинтересовать детей, открыть сердца для восприятия окружающего мира, пробудить в каждом ребенке творческую активность, индивидуальность, веру в свои способности и возможности.