Ольга Шипанова
Взаимодействие воспитателя с родителями детей с задержкой психического развития (ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
Семья для ребёнка дошкольного возраста – жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская любовь. Поэтому от родителей требуется научиться проявлять любовь к своему ребёнку полезным для него образом, вызывая ответные чувства. Данная программа ориентирует воспитателя на взаимодействие с семьёй.
Публикация «Взаимодействие воспитателя с родителями детей с задержкой психического развития (ЗПР)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, осуществляют воспитатели группы
Основные формы взаимодействия с семьёй :
Знакомство с семьёй
- встречи-знакомства;
- посещение семьи;
- анкетирование родителей (законных представителей, бабушек, дедушек
Наглядно-информационные
- информационные листы о задачах на неделю;
- информационные листы о задачах занимательной деятельности за день (чему научились, с чем познакомились, что узнали);
- оформление стендов;
- организация выставок детского творчества;
- создание памяток;
- интернет-журналы;
- переписка по электронной почте
Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательного процесса
- дни открытых дверей;
- консультации (индивидуальные, групповые);
- родительские собрания;
- реклама книг, статей из газет, журналов или сайтов по проблемам семейного воспитания (выставляется в приёмной на 3-5 дней)
Образование родителей
- организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы);
- вечера вопросов и ответов;
- заседания «круглого стола»
- мастер-классы;
- тренинги;
- ролевое проигрывание;
- родительские конференции;
- университет педагогических знаний;
- родительские чтения;
- родительские вечера;
- родительские ринги;
- семейные педсоветы (проводятся у родителей дома);
- создание библиотеки, медиотеки
Совместная деятельность
- организация вечеров музыки и поэзии, гостиных, праздников
- конкурсы;
- концерты семейного воскресного абонемента;
- семейные объединения (клуб, студия, секция);
- участие в исследовательской и проектной деятельности
Содержание направлений взаимодействия с семьё й по образовательным областям:
Здоровье
- Объяснение влияния образа жизни семьи на здоровье ребёнка.
- Информирование о факторах, влияющих на физическое и психическое здоровье (спокойное общение, питание, закаливание, движение, переохлаждение, перекармливание и др.).
- Ориентировка на совместное чтение литературы, просмотр художественных и мультипликационных фильмов с ребёнком.
- Знакомство с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОУ, городе (селе).
- Разъяснение важности посещения секций ориентированных на оздоровление дошкольников.
- Создание индивидуальных программ (маршрутов) оздоровления детей и помощь в поддержании реализации совместно с медико-психологической службой ДОУ.
Физическая культура
- Разъяснение необходимости создания предпосылок для полноценного физического развития ребёнка.
- Ориентировка на формирование у детей положительного отношения к физкультуре и спорту. Стимулирование двигательной активности совместными спортивными занятиями (коньки, лыжи, посещение спортивного зала, совместные подвижные игры, прогулки в лесу (парке); создание спортивного уголка дома; покупка спортивного инвентаря (мячи, велосипед, роликовые коньки, самокат и т. д.).
- Информирование о задачах физического воспитания на разных возрастных этапах развития.
- знакомство с опытом физического воспитания в других семьях, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, потребность в движении.
- Создание условий в ДОУ для совместных занятий путём организации секций или клубов (любители туризма, мяча и т. п.).
- Привлечение к участию в спортивных мероприятиях в ДОУ, городе (селе).
Безопасность
- Знакомить родителей с опасными для здоровья ребёнка ситуациями, возникающими дома и на улице, и способами поведения в них.
- Направлять внимание на развитие у детей способность видеть, осознавать и избегать опасности.
- Рассказывать о необходимости создания безопасных условий дома (не держать в доступном для ребёнка месте лекарства, бытовой химии, спички, электроприборы; без присмотра
- Рассказывать о необходимости создания безопасных условий дома (не держать в доступном для ребёнка месте лекарств, бытовой химии, спички, электроприборы; бес присмотра не оставлять детей в комнате с открытыми окнами).
- Для безопасности пребывания на улице организовывать условия (соблюдение техники безопасности при развлечениях на качелях и каруселях, лазанье на спортивных снарядах, горках, во время отдыха у водоёма и т. п.).
- Информирование о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (кричать, звать на помощь; при необходимости называть свою фамилию, домашний адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи и т. д.).
- Помогать планировать выходные дни с продумыванием проблемных ситуаций, стимулирующих формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
- Подчёркивать роль взрослого в поведении ребёнка.
- Знакомить с формами работы ДОУ по проблеме безопасности детей.
Социализация
- Показывать родителям значение семьи и её членов на развитие и формирование характера, жизненных позиций, ценностей ребёнка.
- Рассказывать о важности игровой деятельности, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
- Помогать осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье.
- Создавать мотивацию к зарождению новых и сохранению старых семейных традиций.
- Привлекать к сотрудничеству с ДОУ.
- Сопровождать и поддерживать в реализации воспитательных воздействий.
Труд
- Рассказывать о необходимости навыков самообслуживания, домашних обязанностях, помощи взрослым.
- Знакомить с возможностями трудового воспитания в семье и ДОУ.
-Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания.
- Побуждать родителей знакомить с профессиями близких взрослых, с домашним трудом, с трудовыми обязанностями членов семьи.
- Развивать интерес к проектам по изучению трудовых профессий, традиций в семье, городе (селе).
- Способствовать совместной трудовой деятельности родителей и детей дома, в группе, в ДОУ формирующей возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
- Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению, строительству снежных фигур на территории ДОУ.
Познание
- Обращать внимание родителей на интеллектуальное развитие ребёнка.
- Ориентировать на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со сверстниками и взрослыми.
- Рассказывать о пользе прогулок, экскурсий, музеев, выставок для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (слуховые зрительные, осязательные и др.). Помогать родителям маршруты.
- Привлекать к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей познавательной активности.
- Проводить игры-викторины, конкурсы, эстафеты с семьёй.
Коммуникация
- обращать внимание родителей на развитие коммуникативной сферы ребёнка в семье и ДОУ.
- Рассказывать о ценности диалогического общения (обмен информацией, эмоциями, познание).
- Демонстрировать уместность и ценность делового, эмоционального общения, показывать значение тёплого, доброго общения с ребёнком, не допускающего грубости.
- Побуждать родителей помогать устанавливать взаимоотношения со сверстниками, разрешать конфликтные ситуации.
Чтение художественной литературы
- Обращать внимание родителей на ценность совместного домашнего чтения, способствующем развитию активного и пассивного словаря, словесного творчества
- Рекомендовать произведения для домашнего чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
- Ориентировать родителей в выборе мультипликационных и художественных фильмов для развития художественного вкуса у ребёнка.
- Проводить литературные вечера, гостиные, викторины, встречи с работниками библиотеки.
- Побуждать поддерживать детское сочинительство.
- Привлекать к совместному с детьми оформлению альбомов, газет, книг и т. п.
Художественное творчество
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность.
- Организовывать выставки семейного художественного творчества (достижения взрослых и детей).
- Создание условий в ДОУ для совместных занятий путём организации художественных студий и мастерских (рисунок, живопись, лепка, бисероплетение и пр).
- Побуждать к посещению музея изобразительных искусств, художественных выставок, мастерских художников.
Музыка
- Рассказывать о возможностях музыки благоприятно воздействующей на психическое здоровье ребёнка.
- Рекомендовать музыкальные произведения для прослушивания дома.
- Информировать родителей о концертах, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
- Привлекать родителей к совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду способствующих возникновению ярких эмоций, развитию общения (концерты, музыкально-литературные гостиные, праздники).