Арина Ласковас
Совместная деятельность с детьми 6–7 лет «Кукла-оберег»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
способствовать приобщению дошкольников к истории национальной культуре народа Коми.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «оберег».
2. Познакомить с куклами-оберегами коми народа.
3. Формировать знания, уважение детей к традициям коми народа.
4. Формировать интерес к быту и малым фольклорным формам.
6. Воспитывать аккуратность при изготовлении куклы, творчество детей. 7. Развивать мелкую моторику рук.
8. Познакомить с новыми словами: оберег, свивальник, скатка.
Публикация «Совместная деятельность с детьми 6–7 лет „Кукла-оберег“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование:
коми песни «Марямоль» «Зиль-Зёль», презентация на тему «Куклы обереги Коми народа». Ноутбук, телевизор или проектор с экраном.
Материал:
Различные куколки для музея, клубок, ободочки на голову, образцы кукол оберегов. Кусочки ткани, нитки, крупа, мешочки, шишка, солома, береста.
Предварительная работа: Объяснение значения слов: «предки», «домотканая одежда».
Ход:
Педагог
: О чём у нас сегодня пойдёт разговор, вы узнаете отгадав мою загадку:
Платье носит,есть не просит.
Всегда послушна, но с ней не скучно.
Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны и их спрятали, а у кого-то они красуются на полке. Давайте пройдём в наш музей и посмотрим, какие бывают наши современные куклы. Есть куклы, которые можно одеть в национальные одежды и показать всем, как одевались наши прабабушки (дети рассматривают куклу, одетую в национальный костюм). Есть куклы декоративные сделанные из фарфора. Посмотрите, в какие красивые наряды они одеты. Есть куклы герои мультфильмов.
А теперь представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни интернета, ни мобильных телефонов. Как вы думаете, может быть, дети в те времена не играли? (Ответы детей). Конечно же, играли. Куколки были самые разные из ткани,из глины, из соломы, из золы. Иногда кукол делали прямо в лесу: возьмут шишку, обернут пушистым мхом, перевяжут травинкой, наденут шляпку-листок и кукла готова! (Педагог демонстрирует природный материал: шишки, солому, бересту) Вообще, народ создал большое многообразие кукол и я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Я возьму волшебный клубочек, и он покажет нам дорогу в прошлое. Вы готовы отправиться в путешествие? Воспитатель достает клубочек, произносит слова:
Ты клубочек нас веди старину нам покажи
Чтобы дети знать могли, прошлое Коми земли.
Дети садятся на стулья напротив экрана.
В прошлом делались куклы – обереги. Что такое оберег? ОБЕРЕГ - это предмет, обладающий способностью оберегать своего владельца от разных бед.
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
Первые куклы имели для наших предков особое значение! Их делали для очень значимых событий, таких как сбор урожая, свадьба или рождение ребёнка, названия куклам давали, самые простые и наивные. Люди что видели, что делали - так и называли своих кукол. Делали обереги из старой ношеной одежды, обязательно хорошего человека. Лицо куклы, как правило, оставалось белым. Смысл этого обычая в том, что кукла без лица считалась недоступной для вселения в неё злых сил. Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывали частицу души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Посмотрите, какой сюрприз я для Вас приготовила.
Акань
(в переводе с Коми языка это значит кукла) – Делали её из бересты и ткани. Бересту скатывали в трубочку, внутрь клали бумажку, на которой была написана молитва. Одежду для куклы шили из лоскутов одежды старого человека и обязательно доброго. Шили кофту с длинными рукавами, двух ярусную юбку и фартук, который отделывали тесьмой. (1 слайд)
Посмотрите что лежит у меня на столе? (на столе лежат различные крупы: греча, пшено, рожь, пшеница; дети рассматривают и называют их). Как вы думаете, зачем они здесь? (ответы детей). Нет, кашу варить мы не будем. А мы положим эти крупы в маленькие мешочки и туго завяжем их. Именно так наши предки приступали к изготовлению куклы -
«Крупенички»
- (или Зернушки– Это тряпичная кукла – оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. (2 слайд) Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Считалось, что каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в доме беда.) (достаёт из сундучка куклу)
Кукла
«Кубышка- травница»
- Такой оберег раньше был в каждом доме. Травницу делают для защиты здоровья, хорошего самочувствия и настроения. (3 слайд) (достаёт из сундучка куклу)
Кукла- скрутка, висящая в доме на стене, -наилучший оберег от порчи и сглаза. (4 слайд)
Кукла- пеленашка. .( 5 слайд)Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаше домотканной одежды. Спелёнатая кукла могла быть использована детьми в играх. Также её клали младенцу в люльку для спокойного сна.
Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:
- они не могут быть изготовлены для себя;
- изготавливаются только по доброй воле и от чистой души;
Чаще всего обереги несли на ярмарку или дарили родным и близким. На ярмарке каждый старался рассказать как можно больше о своей поделке, что бы ее захотели купить, т. е. из чего она сделана и что на ней изображено, и чем она может быть полезна для человека.
Вот посмотрите, какой оберег я сделала, я вложила в него свою душу и хочу его подарить своей дочке.
Хотите, мы с вами сейчас сделаем куколку – пеленашку? Я вам расскажу, как её можно выполнить, но сначала, давайте поиграем в игру.
Физминутка:
Вот чум – руки над головой.
Вот олень- руки скрестить над головой, пальцы растопырить
Ягель ищет в тундре он – движение ногами.
Солнце по небу катись – руки разводим в стороны.
Чайка в воздухе резвись - плавно машем руками.
А сейчас я приглашаю вас в мастерскую, где вы станете народными умельцами Коми. Для этого мы наденем на голову ободочки с Коми орнаментом. А так, как мы будем делать оберег, и он не может быть изготовлен для себя, вы сможете подарить его своим друзьям или нашим гостям.
На столах лежат лоскутки ткани и тесёмочки. Кукла - пеленашка делается очень просто. Сначала мы сложим лоскуток белой ткани пополам, а затем скатаем его в трубочку и у нас получится скатка- лялечка. Перевяжем его в центре ниточкой, затем перемотаем ещё раз в центре одной половины скатки, это будет голова. Далее завязываем куколке платочек. А теперь мы берём самый большой лоскуток (пелёночку) и укладываем нашу малышку по середине и начинаем пеленать. Вот почему ей дали название "пеленашка".
Затем мы перевязываем куколку ниточкой, которую в древности называли "свивальник". Когда мы будем перевязывать куколку свивальником, мы можем загадать какой она будет. Будь доброй, красивой, здоровой, трудолюбивой и т. д Вот наш оберег кукла-пеленашка готова. Возьмите куклу в руки, покачайте, поговорите с ней ласково, почувствуйте ее тепло.
Тихо входит синий вечер в комнату мою
Спите куклы, человечки, баюшки-баю
Спите куклы, человечки, баюшки-баю.
Уложу вас всех в кроватку, песню вам спою,
Спите детки сладко-сладко, баюшки-баю
А теперь вы можете подарить свою куколку тому, кому захотите.
Ребята понравилось вам наше путешествие? Чем оно вам запомнилось? Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков.