Алена Хромичева
Совместная деятельность родителей и детей Собрание «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
1. Записать ответы детей на магнитофон.
Вопросы к детям
1. Нравится ли тебе трудиться или не очень? Почему?
2. Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься дома? Что делаешь?
3. Если к тебе домой придёт товарищ, который ничего не умеет делать, какой работе ты бы его научил? Почему именно этой?
4. «Ты очень хорошо потрудился!» - что это значит, как ты думаешь?
5. Если у тебя не получается какая-нибудь работа, или ты устал, что будешь делать, как поступишь?
2. Приготовить приглашения для каждой семьи:
«Уважаемые родители будущих первоклассников!
Темочки:
Скоро ваш ребёнок пойдет в школу, и возможно, вы уже задумывались над вопросами: Сможет ли мой ребенок достаточно быстро и безболезненно приспособиться к школьной жизни? Как подготовить ребенка к грядущим переменам?
Приглашаем Вас на родительское собрание, на котором: мы поговорим о проблемах адаптации детей к школе, их причинах и способах профилактики. Вместе с вами мы проанализируем готовность вашего ребенка к школе, обсудим, как избежать будущих трудностей. Вы сможете задать нам волнующие вас вопросы! Ждём Вас!»
3. Приготовить для каждого родителя памятку : «10 советов родителям будущих первоклассников!».
4. Приготовить рисунки детей «Школа – место, куда я скоро пойду?»
ЦЕЛЬ:
1. предоставить родителям возможность учесть разные факторы готовности ребёнка к школе,
2. познакомить с различными играми, заданиями по подготовке ребёнка к школе.
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Как отмечают отечественные и зарубежные психологи, старший дошкольник знает и может многое. У шестилетнего ребенка в достаточной мере сформирована познавательная активность. Ребенок стремится к знаниям. Он пытается оперировать знаниями, представлять ситуации и находить возможные пути для ответа на вопрос. Психологическая готовность к школе предполагает наличие у ребенка высокого уровня мотивации, интеллекта, и сферы произвольности, т. е. личностную и интеллектуальную готовность к школе. Для успешного обучения в школе важны оба аспекта, т. к. ребенку необходимы скорейшая адаптация к новым условиям, безболезненное вхождение в новую систему школьных отношений.
Основная проблема дошкольников как раз и состоит в том, что они еще не «наигрались». Т. е. дети с удовольствием общаются друг с другом и со взрослыми, играют в школу и представляют себя за школьной партой, но реальная учебная мотивация у большинства детей не сформирована. Это связано с тем, что ведущим типом деятельности для дошкольного периода является игровая деятельность. В действительности у детей остается очень мало времени для игры - в перерыве между кружками и занятиями в детском саду - в этом и состоит основная опасность. Не реализовав в полной мере ведущий тип деятельности, детям достаточно сложно перейти на следующий этап и начать формировать истинно учебную мотивацию.
Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет отставание или искажение в развитии других.
***У многих родителей есть устойчивые заблуждения, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта, письма Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.
2. Тест «Пирамида».
Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек
Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.
Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе :
• Ответственность
• Умение считать, считать, писать
• Умение общаться со взрослыми и сверстниками
• Самостоятельность
• Настойчивость
• Состояние здоровья
• Умение логически мыслить
• Умение организовать рабочее место
• Развитие речи и памяти.
Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место) Можно выделит условно несколько показателей готовности ребёнка к школе :
Специальная готовность: умение читать, считать, писать.
Психологическая готовность: умение общаться со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления.
Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.
4. Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели из ваших анкет и «пирамид». Не менее важно воспитать в ребё нке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.
Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств: самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.
Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание.
Труд, трудно, трудиться – имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.
Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность, настойчивость.
5. Вернёмся опять к вашим анкетам.
Отрадно, что все родители в подготовке детей к школе большую роль отводят себе:
• Чтение книг, с последующим извлечением идеи прочитанного
• Развитие творчества через пение, танцы, художественную литературу
• Привитие желания к учёбе
• Развитие самостоятельности и ответственности
• Умение общаться со взрослыми и сверстниками
• Расширение кругозора
• Научить слушать
• Научить усидчивости и вниманию
И, конечно же, немалая роль отводится и детскому саду:
• Дать детям знания в системе с постепенным усложнением
• Развитие мелкой моторики руки
• Пробудить в ребёнке заинтересованность к учёбе
• Физическое развитие ребёнка
• Развитие логического мышления
• Научить ребёнка общаться со сверстниками
• Специально подготовить ребё нка: счёт, письмо, чтение.
Из ваших анкет мы узнали, что все дети в работе со взрослыми участвуют, т. е. они трудятся. Но не всегда это происходит систематически. А чаще бывает тогда, когда он хочет сам, когда это ему интересно, это ему нравится.
Но бытовой труд довольно однообразен, одни и те же действия повторяются каждый день. И ребёнок утрачивает к нему интерес.
Но если ребёнок помнит о своих обязанностях, старательно доводит начатое дело до конца. То можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого результата.
Чтобы воспитать в ребёнке волевые качества необходимо, чтобы труд был не от случая к случаю, а систематический. Необходимо, чтобы у ребёнка были свои обязанности по дому.
В ваших анкетах был вопрос: является ли для ребёнка трудом следующее (перечислить).
Почти все из вас отметили: мытьё посуды, уборка игрушек, стирка носочков, полив растений.
Конечно, нам взрослым, кажется, что:вышивание, сервировка стола, самоделка из бумаги – это очень просто.
Давайте разберёмся. Как вы думаете, чем игра отличается от труда?
Труд предполагает всегда результат, который значим для других.
Виды труда:
• Самообслуживание
• Художественно-бытовой труд
• Ручной труд
• Труд в природе
Следующий вопрос анкеты пытался выявить затруднения при организации труда ребёнка. Давайте вместе попытаемся найти выход из ваших затруднений.
• Ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослых (дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь ; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных)
• Не доводит до конца начатое дело (может быть не посильно для него; можно разделить работу на этапы: это выглядит более конкретно и по силам; словесный стимул)
Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребёнку школьного обучения. Именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе (с точки зрения социальной адаптации и успешности усвоения знаний и навыков). Поэтому диагностика дошкольной зрелости предпочтительней диагностики школьной зрелости ребёнка.
Диагностика дошкольной зрелости должна осуществляться в контексте ведущей деятельности дошкольного детства – игре.
Дошкольная зрелость определяется как целостное психическое состояние ребёнка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой «взлёт» именно в дошкольный период детства и для которых этот период является сензитивным.
Поэтому для того чтобы родители смогли оценить уровень дошкольной зрелости своего ребёнка, мы предлагаем вам сегодня попутешествовать с ним в страну Фантазию.
(приглашаются дети, занимают свои места)
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФАНТАЗИЮ.
Для путешествия нам понадобятся все наши знания, внимание, смекалка. За правильное выполнение каждого задания вам (детям) будут даваться медальки разного цвета.
• РАЗМИНКА
Игра «ДА» и «НЕТ» не говорите.
Задание для детей :
Ты любишь конфеты?
Кошка боится мышки?
Ночью солнышко светит?
Ты ходишь в первый класс?
После зимы наступает лето?
Ты ел горькие конфеты?
Летом бывает снег?
Заяц всю зиму спит в берлоге
с медведем?
Парикмахер лечит детей? Задание для родителей :
В Австралии есть 7 ноября?
Зимой трава белая?
Птица умеет говорить?
Конфеты можно есть с супом?
У человека два раза в жизни растут зубы?
Самое крупное животное гренландский кит?
Снег горячий?
Доктор стрижёт людей?
У лошади есть рога?
В путешествие мы отправимся на машинах.
• ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.
Детям было предложено проехать по дорожкам на машинках, не выезжая за границы дороги. Дети опускали машинки в гуашь, на дорогах оставался след. (Работа в парах.)
В это время родители выбирали из предложенного списка перечень тех знаний и умений, которыми должен обладать ребёнок, поступающий в школу. (Список прилагается.)
• ЗАДАНИЕ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ.
В стране Фантазии нам встретятся разные препятствия: трудные,
средней трудности, лёгкие.
Детям предложили выбрать самостоятельно конверт с заданием разного уровня сложности (трудное задание, средней сложности, лёгкое). Родителям было предложено догадаться, какое задание по уровню сложности выберут их дети.
• ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ДЕЛАЙ ТАК, КАК ГОВОРЮ»
Перед нами деревня Кощеевка, которая находится в подземелье - «Чёрная дыра». Чтобы туда не провалиться необходимо назвать слово наоборот. Только в случае правильного ответа вы сможете миновать подземелье (перепрыгнуть через обруч, не провалиться туда.
• ЗАДАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗИТИЕ СЛОВАРЯ «ЧЁРНАЯ ДЫРА»
Игра «Скажи наоборот»
Задание для детей : Задание для родителей :
Старый - молодой Жадность - щедрость
Гладкий - шершавый Чистота - грязь
Весёлый - грустный Знание - необразованность
Здоровый - больной Известность - забвение
Низкий - высокий Мир - война
Тихий - громкий Сон - бодрствование
Чистый - грязный Покой - шум
Сильный - слабый Ребёнок - взрослый
Толстый - тонкий Свобода - рабство
Жители страны Фантазии очень рассеяны, постоянно теряют свои вещи. Тот, кто их находит, относит эти вещи в «Стол Находок Мага».
• ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ «СТОЛ НАХОДОК»
Детям и родителям было предложено описать предмет (дать определение, не называя его. Остальные должны были догадаться, что это такое.
Мы оказались перед паутиной (10 карточек, нанизанных на ниточку. Ниточки расположены в виде паутины. Каждый ребёнок выбирает свою ниточку.)
• ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ «ПАУТИНА», «БОЛОТО»
Детям предлагалось запомнить 10 картинок, расположенных в определённой последовательности, с тем, чтобы через некоторое время воспроизвести эту последовательность. (Когда дети запомнят свои картинки, они отрывают ниточку от паутины и отдают родителям, которые тоже запоминают картинки и их последовательность.)
Мы с вами попали на Скакалъские скалы. Ожившие слова рассыпаются в этих скалах и превращаются в новые.
• ЗАДАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ) «НАЙДИ СПРЯТАВШИЕСЯ СЛОВА»
Дети и родители находили в длинных словах спрятавшиеся более короткие слова, (например, кисточка, карандаш, аквариум и др.)
Перед нами болото. Чтобы перейти через него - нужны кочки. Этими кочками будут для вас ваши картинки. Найдите их среди других и восстановите последовательность. (При ошибках детей на помощь приходят родители.)
Перед нами Ёлки-палъмовый лес. Злой волшебник превратил всё живое и неживое в этом лесу в геометрические фигуры. Расколдуйте их.
• ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
На листе бумаги были изображены геометрические фигуры. Предлагалось «превратить» их в те существа, которые можно встретить в волшебном лесу.
• ИГРА «ЧЕМ БЫЛО РАНЬШЕ?»; «ЧЕМ БУДЕТ?»
Дуб - жёлудь
Хлеб - мука
Куртка - цыплёнок
Цыплёнок - яйцо
Дом - дерево (кирпич)
Стул - дерево
Мужчина - мальчик Дерево - стол
Железо - автомобиль
Ткань - платье
Шерсть - носки
Овощи - салат
Семена - растения
Фарш - котлета
Страна Фантазия велика, но сегодня нам пора возвращаться домой.
В конце игры-путешествия были подведены итоги. По результатам дети делятся на три группы:
Вторая группа – дети с высокой дошкольной зрелостью, выполнившие 75 – 80% предложенных заданий (9 –12 медалек).
Первая группа – дети со средней дошкольной зрелостью, выполнившие 50 – 75% (6 – 8 медалек).
Нулевая группа – дети с низкой дошкольной зрелостью, выполнившие 0 – 50% заданий (0 –5 медалек).
Дети из второй группы имеют наиболее благоприятный прогноз обучения и адаптации в школе. Дети первой группы имеют более низкий прогноз успешности. Дети из нулевой группы показывают низкую адаптацию и нуждаются в психолого-педагогической помощи.
Знания и умения,
которыми должен обладать ребёнок, поступающий в школу
1. Знать дату своего рождения, своё отчество, домашний адрес и номер телефона, имена и отчества родителей.
2. Знать герб и флаг России, иметь представление о президенте.
3. Участвовать в коллективном разговоре. Задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать свой ответ.
4. Уметь последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о каком-либо событии, факте, явлении.
5. Знать 10-20 букв.
6. Готовность к слиянию (чтению слогов типа ма-, ро-).
7. Письмо отдельных слов печатными буквами (своё имя, мама, папа)
8. Правильное послоговое чтение, короткие слова целиком.