Виктория Шабалина
Совместная деятельность родителей и детей «Изучаем правила пожарной безопасности»
▼ Скачать
Цель: формирование у детей и родителей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, совершенствование элементарных представлений и навыков в пожарной безопасности.
Задачи:
Для детей:
- систематизировать представления детей о правилах пожарной безопасности посредством игровой и двигательной деятельности (д/и, эстафет, п/и);
Публикация «Совместная деятельность родителей и детей „Изучаем правила пожарной безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память, речь посредством творческого рассказывания, д/и, отгадывания загадок;
- развивать свободное общение дошкольников, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, активизировать словарь детей в ходе загадывания и отгадывания загадок; совершенствовать грамматический строй речи посредством чтения стихотворений, творческого рассказывания дошкольников;
- воспитывать чувство дружбы, товарищества; вызвать эмоциональный отклик на данное мероприятие; воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения.
Для родителей:
1. Информировать родителей о работе с детьми по противопожарной безопасности.
2. Вовлечь родителей в образовательный процесс.
Оборудование и материалы:
• Презентация «Правила поведения при пожаре»
• Подборка методической, научно-популярной и художественной литературы
• Иллюстрированный материал по противопожарной тематике
• Плакат с правилами пожарной безопасности
• Материалы и оборудование для опытов
• Памятки для родителей
Ход НОД
Под легкую музыку дети и родители входят в зал и садятся на стульчики.
Ведущая: Добрый день, уважаемые гости, родители!
Беседа с родителями
• Необходимо ли обучать детей правилам безопасного поведения?
• С какого возраста это нужно начинать делать?
• Каким правилам безопасного поведения, на ваш взгляд, надо учить детей? (Безопасность при обращении с таблетками, безопасность при обращении с электроприборами, безопасность при обращении со спичками, безопасность при встрече с незнакомыми людьми).
Ведущая: Молодцы! Предлагаю послушать детский совет взрослым.
Дети читают стихотворение:
Спички детям не игрушка –
Не забудьте их убрать!
Не оставьте на подушке,
Не бросайте под кровать!
Попадут ребенку в руки,
И устроит он пожар.
Вам тогда – одни лишь муки,
Превратится жизнь в кошмар!
Ведущая: Сегодня вместе с детьми мы будем говорить о правилах пожарной безопасности.
Актуальность проблемы:
Воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности – является важной проблемой современного дошкольного образования. Актуальность работы связана и с тем, что у детей дошкольного возраста желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность, их любопытство, отсутствие защитной психологической реакции на пожароопасную обстановку ставит ребенка перед реальной опасностью пожара. У детей пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.
Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате – их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Подсчитано: на тысячу пожаров, сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
К сожалению, родители относятся к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки, бытовые электроприборы. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Работа должна вестись систематически и целенаправленно. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Ведущая: Предлагаю поиграть!
Игра "Да или нет"
Слушайте внимательно, родители, ребятки. Отвечайте на вопросы дружно, по порядку.
Если вы со мной согласны – дружно прокричите «ДА!»,
Если так поступать нельзя, «НЕТ!» прокричите вместе, друзья!
Произносите «ДА» вместе с хлопками в ладоши, отвечаете «НЕТ!» и топаете.
Приготовились? Начали!
Детям можно…
• - играть со спичками
• - рисовать
• - жечь бумагу
• - включить телевизор и отправиться на прогулку
• - играть в куклы
• - ремонтировать испорченный электрочайник
• - играть с зажигалкой
• - читать книжки
• - прыгать через скакалку
• - играть с таблетками
• - играть с чужой собакой
• - включать электроплиту.
Ведущая: Отлично справились! Теперь представляю вашему вниманию хор родителей!
Песенка «Одни дома» – исполняют родители (на мотив песни «Улыбка»)
1. На работе взрослые с утра,
И одни остались дома сын и дочка,
Учит брата старшая сестра
Чиркать палочкой о спинку коробочка.
ПРИПЕВ:
И когда наверняка
Дрогнет детская рука –
Испугается ребёнок с непривычки,
Безо всякого труда
Начинается беда.
Так как пламя начинается со спички.
2. Пробежал весёлый огонёк,
И, как зайчик, он запрыгал по газете.
Что опасно, им и невдомёк,
И следят за ним с улыбкой наши дети.
ПРИПЕВ:
А дорога коротка
Для любого огонька,
И уже дымятся разные вещички.
Безо всякого труда
Начинается беда,
Так как пламя начинается со спички.
3. Вот уж дым пошёл из-под дверей.
И соседи «01» набрать успели,
И спасли пожарные детей,
А вещички, извините, все сгорели.
ПРИПЕВ:
Не случилась бы беда,
Если б взрослые всегда
Убирали от детей подальше спички.
Безо всякого труда
Начинается беда,
Так как пламя начинается со спички.
Ведущая: Вот такую поучительную песенку мы послушали и теперь посмотрим и поговорим о пожаре.
Показ презентации «Правила поведения при пожаре», слайд №2
Пожар – это всегда беда. Однако не все знают элементарные правила поведения в случае пожара. И даже знакомое с детства правило - «звоните 01» - в панике забывается.
Послушайте, уважаемые гости, какие правила поведения при пожаре знают наши дети (слайды №№ 3-10)
Дети комментируют слайды с правилами:
3. Вызвать пожарных по городскому телефону 01.
4. Мелкое возгорание потушить подручными средствами.
5. Если невозможно потушить возгорание, то надо покинуть помещение.
6. Если выйти невозможно, найти источник свежего воздуха, выйти на балкон.
7. В задымленном помещении двигайтесь ползком.
8. В задымленном помещении нужно дышать через мокрую ткань.
9. Плотно закрывайте двери при эвакуации.
10. Если загорелась одежда, падайте на пол и катайтесь. В горящей одежде бегать нельзя, чтобы пламя не разгорелось.
Правила поведения при пожаре:
Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросить, например, на него плотную ткань, одеяло, или залить водой.
Если огонь сразу не погас, немедленно нужно покинуть помещение. И только после этого звонить по телефону «01».
Если нет возможности покинуть горящее помещение, немедленно сообщить по телефону «01» пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна звать на помощь.
При пожаре дым гораздо опаснее огня, поэтому необходимо находиться как можно ниже к полу помещения и выбираться ползком.
При пожаре категорически запрещается пользоваться лифтом.
Основное правило при пожаре не вдаваться в панику. При встрече с пожарными - слушаться их указаний.
Ведущая: Поучились? Пора отгадывать загадки!
Загадки
(родители отгадывают вместе с детьми)
Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь. (Огонь).
Это тесный, тесный дом. Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер может вспыхнуть как костер. (Спички).
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым.)
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает? (Огонь.)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички.)
От огня горит и тает,
Помещенье освещает.
В пироге на день рожденья
Может быть как украшенье. (Свеча.)
Ведущая: Отлично, все загадки отгадали! Предлагаю провести опыты.
Опыт № 1.
«Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».
Цель: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.
Материалы и оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, фарфоровые чашечки, таз с водой, огнетушитель.
Ход опыта.
Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги - она быстро загорается. Затем воспитатель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит).
Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься).
Опыт № 2.
«Чем можно потушить огонь?»
Цель: показать детям, какие средства можно использовать при тушении пожара.
Материалы и оборудование: три свечки, песок, плотная ткань, комнатное растение, стакан с подкрашенной водой, огнетушитель.
Ход опыта.
Воспитатель предлагает одному ребенку добавить в стакан с водой краску, а другому - добавить в колбу с водой сахар.
Воспитатель поджигает свечи. Первую он заливает водой (из стакана или колбы, вторую засыпает песком, третью накрывает плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет. Отмечает, что любая вода (грязная или сладкая) тушит огонь.
Воспитатель обращает внимание детей на комнатное растение и подводит их к тому, что когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.
Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а так же песок (землю) и плотную ткань.
Подручные средства для тушения огня (слайд №11)
Наиболее распространенное средство для тушения пожаров это вода. Огнетушащие свойства ее заключаются, главным образом, в способности охладить горящий предмет. Вода смачивает и охлаждает поверхность горящего предмета и, стекая вниз, затрудняет загорание его остальных, неохваченных огнем частей.
Рекомендуется использовать для тушения пожара глубокие емкости, например, ведра, кастрюли, тазы и т. д. Воду лить частями - сильными струями, направленными на очаг возгорания.
Песок и землю также применяют при тушении пожара, особенно при воспламенении горючей жидкости. Песок и земля, брошенные лопатой
(применяют совковые лопаты, металлические и деревянные совки, можно использовать кусок листовой стали, фанеры, противень, сковороду, ковш) сбивают пламя и изолируют его от доступа воздуха.
Ведущая: Хорошо выучили правила пожарной безопасности! Предлагаю поиграть!
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Внимание, ребята, не зевайте, дружно, хором отвечайте, когда правильно «Это я, это я, это все мои друзья!» А родители дружно помогают.
• Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
• Кто из вас, заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»
• Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
• Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
• Кто из вас, заметив дым, набирает 01?
• Кто забыл вчера из вас отключить в квартире газ?
• Дым столбом поднялся вдруг! Кто не выключил утюг?
• Признавайтесь мне о том, кто из вас шалит с огнем?
• Правила всегда кто знает, и всегда их выполняет?
Ведущая: Молодцы! Все были внимательными. А сейчас подскажите мне, пожалуйста:
Пламя бьётся из-под крыши,
Крик о помощи мы слышим,
Суетятся все, кошмар!
Это бедствие -…
Все: Пожар!
При пожаре, при пожаре!
Знает каждый гражданин.
При пожаре, при пожаре позвоните…
Все: 01!
Выпал на пол уголек
Деревянный пол прожег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его… (Водой.)
Если имущество хочешь сберечь
Не уходи, когда топится (Печь)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те (Отнять.)
Жжется печь – ее не тронь,
Потому что в ней… (Огонь.)
Шалун со спичками шалили
Шалун в больницу… (Угодил.)
Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий (Выключайте.)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут (Пожарный)
Ведущая: Русский народ придумал много пословиц об огне. Они посвящены как доброму огню, так и огню-врагу. Например: Кто с огнём играет, тот в огне сгорает. При подготовке к собранию вам предлагалось подобрать пословицы и поговорки об огне. Сейчас мы проверим, как вы справились с домашним заданием.
(Ответы детей и родителей)
Пословицы и поговорки:
• В избе искра проказлива.
• Дорого при пожаре и ведро воды.
• Дым страшнее огня.
• И малая искра сжигает города.
• Лучше костёр маленький, чем пожар большой.
• Малая искра сжигает города.
• Маленькая спичка сжигает большой лес.
• Не шути с огнём – обожжёшься.
• От искры пожар рождается.
• Огонь никогда не насыщается.
• Огонь и друг, и враг.
• От копеечной свечи Москва сгорела.
• От огня убегают, а в дыму задыхаются.
• Пламя – это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.
• Пожар слезой не зальёшь.
• С огнем воюют, а без огня горюют.
• С огнём да водой не поспоришь.
• Спичка – невеличка. Огонь – великан.
• Спички – не игрушки, а огонь – не забава.
• Солома с огнём не дружит.
• Упустишь огонь – не потушишь.
• Умному огонь – тепло, глупому – ожог.
Ведущая: Отлично справились с заданием, много пословиц и поговорок подобрали. В конце нашего собрания хочу еще раз напомнить самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!
На память о нашем собрании хотим вручить вам памятки по пожарной безопасности!
Раздача буклетов по безопасности.
Методическое обеспечение:
1. Анастасова Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
3. Дыбина О. В. Рукотворный мир.