Ева Кулакова
Совмещение работы над пластикой тела с лепкой из соленого теста
Совмещение работы над пластикой тела
с лепкой из соленого теста
Воспитатель высшей категории Кулакова Ева Викторовна
Педагог-психолог, учитель-дефектолог высшей категории Боровкова Надежда Сергеевна
МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка» г. Новосибирск
Публикация «Совмещение работы над пластикой тела с лепкой из соленого теста» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Анализируя результаты занятий по развитию пластики тела, мы пришли к выводу, что возможно комплексно воздействовать на мелкую и крупную моторику в процессе совмещения занятий по развитию пластики тела с занятиями лепкой. Совмещая эти два вида деятельности, мы решаем две задачи:
1) с одной стороны, пластически изображая то, что задумано вылепить, ребенок научается переводить образы представления в движения, тем самым запечатлевая этот образ объемно и емко в памяти;
2) с другой стороны, представления, приобретенные не только чувственным путем, но и действенным, всегда более глубоки, отчетливы, и развиваются практически - в процессе игр, занятий, другой деятельности.
Кроме этого, в процессе такой работы активно развивается детское творчество, которое рассматривается нами в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием ребенка.
Известно, что искусство способствует эмоциональному раскрепощению личности. Однако ситуация сенсорной депривации подавляет чувство детей, а в результате ребенок не получает эмоциональной разрядки, не имеет возможностей для самовыражения. На наш взгляд, совмещение занятий лепкой с пластическими этюдами позволит ребенку наиболее полно и эмоционально пережить весь процесс творческой деятельности.
Почему же в качестве материала выбрано соленое тесто? Тесто, хотя и похоже по некоторым качествам на пластилин и глину, все же имеет ряд дополнительных свойств, воспринимаемых на ощупь - тягучесть и упругость. Тесто можно мять, тянуть, скручивать. Оно приятно на ощупь, мягкое и гладкое. Из этого пластичного материала ребенок может сделать самые разнообразные поделки; тесту можно придать какую угодно форму, поэтому ребенок может смело фантазировать и воплощать в жизнь свои идеи.
Основные отличия работы с разными пластическими материалами представлены в таблице №1.
Таблица 1
Этапы Пластилин Глина Тесто
I. Знакомство
Со свойствами
материала
(основные отличия)
-мягкий;
-пластичный;
-может запачкать
руки;
-при охлаждении, либо нагревании теряет
пластические свойства
-мягкая;
-прилипает к рукам;
-твердеет при высыхании;
-можно смочить, чтобы стала мягкой
-упругое;
-тягучее;
-твердеет при выпекании и высыхании;
-можно видеть весь процесс
приготовления и регулировать его
П. Освоение
способов работы
(основные отличия)
-раскатывание;
-расплющивание;
-прижимание;
-сглаживание;
-прищипывание;
-примазывание;
-оттягивание
-те же, что и у
пластилина;
Дополнительно:
-необходимо смачивать руки в процессе работы;
-можно раскрашивать
-можно тянуть;
-можно скручивать;
-детали для соединения друг с другом нужно смачивать водой;
-можно вырезать фигурки ножом и формами;
-можно раскатывать скалкой;
-можно раскрашивать после высыхания;
-после выпекания раскрашивание не обязательно
III. Перенос способов в повседневную деятельность
-можно изменять форму поделки через некоторое время;
-можно
использовать для скрепления различных деталей
-можно изготавливать фигурки для подарков;
-можно изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых игр -приготовление различных блюд из теста для еды;
-изготовление атрибутов для игр, сувениров
Вся деятельность состоит из трех этапов, однако, после окончания третьего этапа работа не заканчивается, задания усложняются, содержание расширяется.
Далее представляем последовательность работы.
I этап.
Цель. Знакомство с новым материалом.
Результаты: 1) умение отличить тесто от других пластических материалов (на вкус, запах, цвет, на ощупь);
2)знание процесса приготовления.
Основные моменты работы :
1. Общее знакомство с тестом как с пластическим материалом (состав, процесс приготовления).
2. Выявление отличий от других материалов.
3. Выявление основных, главных свойств теста :
1) на ощупь- пластичность;
- мягкость;
- упругость;
- липкость;
- гладкость;
- тягучесть;
2) на вкус - соленое;
3) основной цвет - светло - бежевый;
- слоновой кости;
- бело-серый;
- кремовый;
4) твердость при выпекании.
Виды деятельности:
1. Приготовление теста с детьми (с использованием нарисованных алгоритмов деятельности).
2. Экспериментирование.
3. Пробы на вкус, на ощупь, вес, тепловые показатели.
4. Изображение процесса приготовления теста : несколько детей - «мука», несколько детей - «соль», часть детей - «вода»; «муки» в два раза больше, чем «соли». «Мука» и «соль» «перемешиваются», затем постепенно добавляется «вода». Взрослый «замешивает» тесто, «мнет» его, подготавливая к лепке.
II Этап.
Цель. Овладение навыками обращения с материалом. Перевод образов представления в движения.
Задачи.
1. Развитие мелкой моторики и ее усовершенствование.
2. Формирование умения переводить образы представления в соответствующие действия (мимика, пантомимика).
3. Развитие умения устанавливать логическую последовательность событий, действий.
4. Развитие навыков творческого воображения.
5. Формирование навыков анализа объемных фигур, состоящих из нескольких частей (через тактильные ощущения).
Результаты:
1. Умение детей владеть собственным телом, контролировать движения, расслабляться.
2. Обогащение образных представлений.
3. Владение способами творческого воображения в самостоятельной деятельности.
4. Повышение уровня общения в детском микроколлективе.
5. Умение выполнять поделки с большим количеством мелких деталей.
Работа проводится в рамках специально организованного коррекционного занятия.
1 вариант. Занятие может состоять из четырех частей:
1. Работа с тестом (размять, пожать, покатать, потянуть).
2. Работа с телом - «кусочки теста».
3. Вылепливание из теста различных фигурок.
4. «Вылепливание» фигур, используя движения тела, пантомимические
действия. Например, упражнение «Кусочек теста» :
1) ребенок - кусочек теста, сам «лепится»;
2) ребенок - кусочек теста, из него лепят другие (взрослый или дети) - сначала парами, затем группа «скульпторов» расширяется;
3) дети - отдельные кусочки теста, соединяются в одно целое,
например, в «торт», «пирог», какую-либо композицию (исходя из определенной ранее тематики).
2 вариант. Занятие может состоять только из лепки и чередоваться с занятиями по психогимнастике. Например, утром - лепка, вечером -психогимнастика; либо в один день - лепка, в другой - психогимнастика.
3 вариант. Работа с тестом внутри других занятий (как часть занятия, что требует привлечения к коррекционной работе воспитателей группы. Например, на математике - «разделить кусочек теста на четыре одинаковые части.»; на занятиях по изобразительной деятельности, обучению грамоте - «разомнем пальчики» и т. п.
4 вариант. Работа с телом в свободной деятельности и на различных занятиях. Например:
1) «Мягкое - твердое» - приемы расслабления (релаксационные паузы);
2) разыгрывание пластических миниатюр на музыкальном и физкультурном занятиях;
3) пантомимическое изображение того, что предстоит нарисовать на занятиях изобразительной деятельностью, и т. п.
III этап.
Целью этого этапа является перенос навыков в повседневную жизнь. Дети не только лепят различные поделки, но и принимают участие в приготовлении различных блюд из теста (пироги, пельмени, печенье, пряники и др.).
Двигательные навыки дети применяют в различных театральных, праздничных действах, а также в самостоятельной творческой деятельности.
Вышеописанная форма работы с детьми предполагает тесное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе деятельности. Косвенное, ненавязчивое вмешательство взрослого через планирование занятий и материальное обеспечение деятельности детей, использование несловесных средств общения открывают богатые возможности для стимулирования творческой активности детей. Прежде чем предложить детям что-либо изобразить пантомимически, взрослый должен сам показать несколько вариантов изображения, используя собственное тело как материал для лепки. При этом нельзя требовать от ребенка точного повторения движений взрослого; достроить показанный образ ребенок должен самостоятельно.
Так как для более полного погружения ребенка в творческий процесс важна эмоциональная связь между деятельностью воображения и реальностью, на занятиях используются элементы этюдной деятельности. Этюдная деятельность своей эмоциональной насыщенностью больше похожа на игру, поэтому ближе детям.
Этапы обучения детей этюдной деятельности представлены в таблице №2.
Этюдная деятельность
Таблица 2.
Этапы
Живое
Неживое
Эмоциональное Состояние
состояние погоды
1год
- звери;
- дерево;
- добрый;
- дождик;
- птицы;
- цветок;
- злой;
- снег;
- насекомые
- ветка;
- веселый;
- ветерок
(известные
- камень;
- грустный
детям)
- бревно
II год
То же с
- предметы посуды;
Разные
- буря;
отражением
- предметы мебели;
эмоциональные
- ураган;
индивидуальных
- игрушки
состояния:
- метель;
особенностей
- удивление;
- молния;
(веселая собачка,
- испуг;
- шторм
грустная бабочка,
- спокойствие;
на море
и т. п.)
- страх;
- удовольствие;
- злость
III год
Разные состояния
Дифференцирован-
Этюды
Отражение
живых существ
ный показ объектов
- «Радость»;
смены
(голодный заяц,
по их особенностям
- «Веселый
состояний
больная бабочка
(большой стул,
мальчик»;
и их
и т. п.)
маленький мячик и
- «Печаль»;
совмещение
т. п.)
- «Счастье» и
(снег и
т. п.
ветер, гром
и молния и
т. п.)
IV год
Сочетание разных объектов в этюдах и упражнениях, например:
«Гуляли по улице грустные котята и встретили веселых зайчат.
Обрадовались, заплясали котята и зайчики и стали играть в мячики.
Мячики были разного размера, одни прыгали высоко, а другие - не
очень. Вдруг пошел дождь.. . и т. д.»
Результативность и эффективность работы по совмещению занятий психопластикой и лепкой оценивается по следующим направлениям и следующими методами:
1. Развитие воображения:
1) «Дорисовывание фигур» (О. Дьяченко);
2) игра - фантазирование;
3) наблюдение за игрой ребенка;
4) анализ рисунков, поделок, рассказов детей.
2. Развитие мелкой моторики:
1) мозаика, шнуровка, нанизывание бус;
2) «Постройка из мелких деталей» (С. Забрамная);
3) «Перекладывание мелких предметов» (Б. Зейгарник).
3. Развитие крупной моторики:
1) «Повтор крупных движений» (Б. Зейгарник);
2) Нейропсихологическая диагностика (А. Лурия).
4. Эмоциональное развитие, самооценка:
1) «Лесенка»(С. Якобсон);
2) «Три желания» (Л. Божович);
3) анализ продуктов деятельности ребенка;
4) наблюдение за ребенком в свободной и специально организованной деятельности;
5) «Азбука эмоций»;
6) «Кубики эмоций».
5. Развитие межличностных отношений:
1) «Социометрия», «Маски» (Ю. Карандашев);
2) «Три дома» (Т. Сенько);
3) наблюдение за игрой детей;
4) специально организованные ролевые игры.
Таким образом, в процессе взаимодействия ребенка с различными пластическими материалами (в том числе с телом, как с пластическим материалом) на полисенсорной основе не только развиваются двигательные навыки, творческое воображение и наглядно-образное мышление, но и задействуются сложные компенсаторные механизмы, позволяющие ребенку в дальнейшем успешно адаптироваться в социуме.
Как мы можем видеть по результатам диагностики, отмечается высокая положительная динамика в разных сферах жизнедеятельности детей. Улучшаются не только количественные показатели (количество освоенных навыков, технических приемов, но и качественные характеристики, такие как глубина освоенных способов, способность переносить их в другие виды деятельности; отмечается также повышение произвольности внимания в деятельности, повышение критичности мышления, развитие планирующей функции мышления, а также развитие элементов творческого воображения и абстрактного мышления. Кроме этого, происходят изменения в социометрическом статусе детей (позитивная смена лидеров, отсутствуют дети со статусом «аутсайдеров»).
Все это говорит о том, что вышеописанные формы работы с детьми с нарушениями зрения эффективны и дают положительные результаты.