Эрмине Гулян
Советы родителям по заучиванию стихотворений с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Советы родителям по заучиванию стихотворений с детьми
Тренированная память позволит и малышам быстрее запоминать стихотворения наизусть. Выделяют следующие методы заучивания.
Визуальный
Это не простой показ иллюстраций книжки, а план, состоящий из серии реальных рисунков — зрительных опор, появляющихся на чистом листе бумаги путем рисования сюжета стихотворения (построчно).
Картинки помогают воспроизвести содержание и вспомнить порядок событий. Эта методика особенно хороша для детей с ведущей зрительной памятью.
Двигательный
Публикация «Советы родителям по заучиванию стихотворений с детьми» размещена в разделах
Есть дети, лучше запоминающие стихи во время движений. После прочтения произведения нужно дать ребенку пряжу и попробовать с ним «смотать из стиха клубок». Вместе с этим действием происходит поочередное «наматывание» строчек в голове. Затем производится разматывание и опять обратный двигательный процесс. Прием заключается в том, что запоминание подкрепляется движениями.
Второй вариант: предложение малышу перемещать в емкость шарики. Одна строка — один шарик, а затем их вытягивать и снова класть обратно. Подобным образом можно складывать пирамидку, кубики.
Слуховой
Еще можно воспользоваться методом, применяемым в детских дошкольных учреждениях. Родители просят чадо повторять стихотворную речь одновременно с ними, а затем попытаться рассказать самому. Взрослые в случае необходимости поправят и подскажут забытые слова.
Потом кто-то из них начинает проговаривать строку, а малыш заканчивает. Разыгрывание ролей помогает быстрее запомнить. Важный момент — наличие мотивирования, когда произведение разучивается для предстоящего праздника либо утренника.
Логический
Подходит для дошколят с хорошо развитой логической памятью. После предварительной установки на запоминание, нужно прочитать ребенку начало стиха и попросить пересказать своими словами дальнейший ход событий по памяти. Чтение продолжать с того места, на котором малыш закончил рассказ, затем читать дальше и передать снова инициативу ему. Прием создает смысловые ассоциации, по которым следует ребенок.
С чего начать: общие правила для детей разного возраста
Мелодичная и напевная стихотворная речь хорошо воспринимается детьми любых возрастных категорий. Они с удовольствием слушают и любят стихи больше, чем монотонную и утомляющую прозу. Простые рекомендации по запоминанию, как учить стихи с детьми :
-разъяснение непонятных слов. Прежде чем начать заучивание, взрослый, занимающийся с малышом, должен сам эмоционально прочитать текст. Если ребенок услышал незнакомые слова и выражения, нужно обязательно объяснить их значение. Когда все понятно – читается еще раз и заучивается;
-постепенное увеличение объема. Для самого первого раза достаточно двустишия или четверостишия. Позже можно будет разучивать стихотворения большего размера, предварительно разделив на четверостишия;
-визуализация. «Нарисовать» в воображении чада происходящие события, рассказав своими словами сюжет. Красочный рассказ о гусях, живущих у бабуси – вызовет визуальные картинки и желание узнать о них больше, выучив слова;
-подключение эмоций. Невыразительность и поэзия – вещи несовместимые. Необходимо вкладывать эмоциональную составляющую в рифмы, иначе ребенок потеряет интерес и не проникнется красотой стихотворной формы литературы;
-перевод рифмы в прозу. Если сын или дочь путаются и им трудно даются рифмы, нужно поэзию перевести в прозу и попросить рассказать, о чем идет речь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, формируется смысловой порядок, и заучивание происходит легче;
-игра в театр. Можно инсценировать каждую строчку, подключив к представлению всю семью;
-повторение выученного материала. Повторять: перед сном, утром следующего дня, через неделю. Можно схитрить и начав рассказывать стих, сделать вид, что подвела память, попросив интеллектуальной помощи у подрастающего поколения. Главное, не спешить выучить много стихов за короткий период. Они перепутаются в голове и через час не вспомнятся.
-не заставлять. Нельзя принуждать учить стихи и наказывать за неудачи.
Выбор стихотворения требует учета индивидуальных особенностей детей и соответствия возрасту и темпераменту. Непоседам предпочтительнее – ритмичные и веселые тексты, а спокойной детворе – размеренные.
Как заинтересовать малыша в разучивании стиха
Некоторые родители сталкиваются с нежеланием детей разучивать рифмованные строки. Их задача – заинтересовать и приложить все усилия, чтобы занятие стало полезным и увлекательным одновременно. Этому поможет:
-стихотворное сопровождение действий детей во время: купания, одевания, прогулок и игр привьет любовь к поэзии. Родитель рассказывает – ребенок слушает;
-пение детских песенок заинтересует детвору, особенно если они из любимых мультфильмов и подкреплены зрительными образами персонажей сказок. Дети с удовольствием делают то, что им нравится;
-совмещение игры в мяч с заучиванием – хороший способ заинтересовать малыша. Мама бросает мячик, проговаривая строчку, а малыш ловит и бросает обратно, повторяя ту же фразу. Так нужно продолжать до тех пор, пока стих отложится в памяти, а дальше по очереди произносить строки в процессе игры;
-дать право выбора литературы ребенку. Если ему будет интересно – он проявит инициативу и быстрее познакомится с удивительным миром поэзии;
-перед тем, как учить стихотворение – вовлечь в процесс можно с помощью книжек-раскрасок или игрушек. Если в тексте есть упоминание о кошках, мышках или других животных – озвучивать их с выражением и частым повторением действий в игровой форме, поставив целью – выучить текст, сопровождающий подвижную игру.
Источник: https://babypalace.ru/kak-nauchit/bystro-uchit-stihi.html