Юлия Шакирова
Советы родителям от логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет говорить. И часто забывают, что во многом именно от них зависит, насколько успешно ребенок освоит это умение. Взрослым предстоит ответственная миссия - стать терпеливыми и интересными экскурсоводами в мире, где у всего есть свое назначение и имя.
Научно доказано, что родители могут развивать способность к восприятию звуков речи у еще не родившегося ребенка. Малыш, находясь в мамином животе, уже вслушивается в спокойные голоса, ловит звуковую вибрацию и ритмический рисунок слов. При этом он различает интонацию, эмоциональный фон разговора. Это фундамент, на котором будет строиться его собственное психическое и речевое развитие.
Публикация «Советы родителям от логопеда ДОУ» размещена в разделах
Мама - говорун
Общайтесь постоянно! — главный совет родителям. Чтобы малыш начал говорить, он должен слышать речь, особенно из уст тех, кто ему ближе всего. Научитесь использовать любой повод для развития речи ребенка, называть ему каждый предмет, объяснять каждое действие. С самого рождения у него начинает накапливаться пассивный словарь — слова, которые он еще не произносит, но уже понимает их значение. Придет время, и они составят активный словарь малыша.
Обратите внимание на то, что осознание ребенком смысла, значения слов и их сочетаний происходит быстрее и полноценнее, когда речь сопровождает значимую для него ситуацию. Поэтому ежедневно проговаривайте все, что делаете вместе с ним. Используйте простые, легкие по своей слоговой структуре и доступные для копирования ребенком фразы. Идем умываться, значит, рассказываем, что сейчас мы будем умываться.
«Идем в ванную, давай откроем дверь в ванную — вот какая у нас красивая ванная-ванна (можно назвать предметы, которые находятся в ванной, их свойства, откроем кран с водичкой, видишь, водичка льется из крана — кап-кап, водичка журчит — ш-ш, сейчас мы умоем личико — вот так, чтобы личико у Машеньки было чистым. Водичка теплая? Посмотри в зеркало, какая ты красавица.»
Уделите внимание играм, тренирующим и развивающим акустический, зрительный и двигательный контроль. Отдельное направление работы по развитию речи - формирование речевого дыхания. Научите ребенка свистеть в дудочку с разной силой и протяженностью.
Полезная игра - «шариковый футбол». Для этого возьмите противень с водой, бельевые прищепки и шарики от пинг-понга. На узких сторонах противня прищепками обозначьте ворота. Попробуйте забить гол, подув на мячик. Сначала можно играть по очереди с малышом, забивая гол в одни ворота. Когда навык управления шариком будет освоен, поместите его посередине и попробуйте забить в ворота противника. Еще интереснее, но и сложнее использовать мячи разного цвета и сражаться друг против друга.
Ни в коем случае не выражайте свое недовольство, если малыш неправильно реагирует на речевую стимуляцию. Детям нужна положительная оценка их деятельности. Не исправляйте ребенка, если он искажает слова, лучше правильно повторите это слово. Например, он просит «аплесин», вы спокойно, но четко говорите: «Апельсин? Сейчас дам».
Речевое сопровождение действий
«Давай одеваться. Где одежда? Вот носочки. На что наденем? На ножки. Ножки где? Топ-топ, вот. Как наденем? Тянем-потянем. А где шапочка? На что наденем? На голову. Так». По такому же принципу сопровождайте все свои действия — сборы на прогулку, саму прогулку, приготовление и прием пищи, игры, подготовку ко сну.
Влияние окружающих на развитие речи
Хотите, чтобы ваш ребенок говорил правильно, следите за своей манерой общения и речью. Через подражание взрослому он приобретает новый опыт и знания, осваивает речевые навыки. Важно, чтобы речь окружающих была понятна ребенку, отражала происходящие события и действия, могла стать для него эталоном.
Поощряйте любое проявление ребенком желания говорить. Хвалите и создавайте условия, способствующие речевой коммуникации. Это поможет сформировать навык общения посредством речи, избежать высокого уровня эмоционального напряжения и ощущения беспомощности, непонимания.
Активная стимуляция речи
Важно постоянно беседовать с малышом. Это нужно для того, чтобы он не только повторял слова, но и понимал их значение. Ведь слово — это прежде всего знак, за ним стоит предмет, его качество, действие, знакомство с которыми происходит именно во время активного общения и игры со взрослым. Первоначально у малыша нет никакой потребности называть вещи словами. Она должна возникнуть, и научить его этому можете только вы.
Эффективный способ стимуляции речевой деятельности у ребенка — прием провокации. Скажем, ребенок показывает на предмет и просительно смотрит на вас. Вы понимаете, что нужно ему в данный момент, но начинаете играть с ним в «называние» : «Чего ты хочешь?» Поочередно показываете и называете: «Коробочку? Нет, не коробочку? Коробочку не надо? Дать машинку? Эту машинку? На машинку. А ты маме дай машинку.
На, мама, играй. Вот так». В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя партнером взрослого по общению. Этот прием работает не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
Стимулируя ребенка к использованию речи в ситуации взаимодействия со взрослым, стремитесь, чтобы он общался не только с помощью жестов и мимики, но и пытался копировать вашу речь и ее интонацию. Только не давите на него, не требуйте полного ответа, просто сделайте паузу и, если ответа нет, спокойно ответьте сами. «Что у тебя в руках? Ложка — лож-ка. Что мама делает? Готовит кашку — ка-ша. Где у Маши носик? Вот нос!»
Еще один способ разговорить ребенка — чтение стишков или пение песенок. Все предложения говорит или поет мама, а малышу остается назвать последнее слово или звук.
Влияние телевизора на развитие речи
Не надейтесь, что, усадив ребенка перед телевизионным экраном, вы решаете две проблемы: освобождаете свое время и обеспечиваете ему полноценное развитие. Безусловно, жизнь себе вы облегчите, но продвижения в речевом развитии малыша ждать не стоит. Длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон аудиоаппаратуры снижают концентрацию слухового внимания и не требуют собственной речевой активности.
Помощь врача
Самый сложный вопрос для родителей — прибегать ли к медикаментозному стимулированию речевых способностей у ребенка? Существует целая группа таких препаратов — ноотропов. Их эффективность и безопасность полностью не доказаны. Опытные специалисты настаивают на их клинически обоснованном применении. Речь детей следует развивать посредством упражнений, а не только путем активизации деятельности головного мозга.
В связи с этим родителям нельзя самостоятельно выбирать препараты, стимулирующие активность головного мозга и, как следствие, речь. Все назначения делает только врач-невролог или психиатр.
Не верьте доктору, который назначит лекарственные средства лишь по результатам одного внешнего визуального осмотра. Приступать к медикаментозной терапии стоит только после тщательного комплексного обследования и определения причины задержки речевого развития. Лекарственная помощь малоэффективна, если не подкреплена педагогическим воздействием. Занятия с педагогом и логопедом, активная работа родителей по специально разработанной развивающей программе — вот настоящее чудо-лекарство.
Успешность психологических взаимоотношений ребенка с окружающей средой, формирование тех или иных психологических достижений, социальных умений и навыков, в том числе речи, зависит от качества работы органов и систем детского организма. Нарушение деятельности хотя бы одного звена цепи, особенно центральной нервной системы и головного мозга, может стать причиной отклонений в психике - медленный темп усвоения нового, отставание и искажение речевого развития.
Каждого ребенка с подозрениями на задержку речевого развития нужно обследовать у специалистов: педиатра, невролога, дефектолога и логопеда. Только грамотно, индивидуально подобранное лечение обеспечивает благоприятную основу для освоения новых знаний, облегчает организацию учебного процесса.
Для накопления психологического опыта, формирования новых уровней и способов психического развития малышу нужна целенаправленная педагогическая помощь. Однако для улучшения функционирования головного мозга нередко требуется медикаментозное лечение.
Развитие движения и формирование речи
Становление речи теснейшим образом связано с развитием крупных и мелких движений, точного выполнения двигательных актов, согласованных движений органов артикуляции (языка, губ, челюсти). Вот почему так популярны детские стишки, которые учат ребенка совершать некоторые движения синхронно произносимому тексту. Ладушки-ладушки, коза рогатая, сорока-белобока или мишка косолапый, который идет вперевалку по лесу, а в конце топает ногой. Дети с удовольствием играют в эти игры.
Особенна эффективно активизирует речевые зоны коры головного мозга выполнение тонких движений пальцев рук. Поэтому важно развивать мелкую моторику ребенка.
• Ежедневно проводите пальчиковую гимнастику. Начните с поглаживания кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Затем массируйте каждый пальчик по отдельности. Легко и нежно сгибайте и разгибайте их. К 11 месяцам добавьте круговые движения для больших пальцев.
• Давайте ребенку играть с предметами разных форм, размеров, текстур и свойств. Учите различным манипуляциям с ними и выполнению действий по речевой инструкции.
• Давайте малышу перебирать мелкие предметы — пуговицы и бусины, нанизанные на веревочку, крупы — фасоль, чечевицу. При этом не оставляйте ребенка без присмотра!
• Рисуйте пальчиковыми красками для детей. Займитесь лепкой. Пластилин, глина, тесто — подойдет все.
Cпециальные приё мы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:
1. Диалог-образец
Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку. И т. д.
2. Разговор с самим собой
Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т. п.
3. Параллельный разговор
Взрослый описывает все действия ребё нка: что он трогает, видит, слышит.
4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым» : «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.
5. Распространение
Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.
Ребё нок: «Сок».
Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».
6. Приговоры
Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.
7. Выбор
Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.
8. Поручения
Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребё нка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу…».
9. Опосредованное общение
В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т. п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребё нка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».
10. Игры с природным материалом
Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключё н большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т. п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.
11. Продуктивные виды деятельности
Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш, вынуждают ребёнка просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
12. Замещение
Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.
13. Ролевая игра
Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.
14. Музыкальные игры.
Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.
15. Похвала
Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.
Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные игровые приёмы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев, полностью компенсировать речевое недоразвитие ребенка ещё до поступления его в школу.
Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности для детей с ОНР 1 уровень
Упражнение 1.
С помощью сюрпризного момента (из «чудесного мешочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослые совершают игровые действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» (взрослый побуждает ребенка к произвольному и сопряженному произнесению звукоподражания).
Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).
Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).
Упражнение 2
. Игра «В гости пришла кукла».
С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.
Упражнение 3.
Игра «Айболит». Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.
• У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»
• Как плачет зайка?
• У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т. п.
Малыш произносит вместе во взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».
Упражнение 4.
Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика или барабана, взрослый показывает игрушку - пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит движение руками ребенка).
Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий.
Упражнение 5.
Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк, используя звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).
Игра «Что пропало?» :
взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание.
Вопросы:
• Кто ушел? ( кукла: «Уа-уа!»)
• Что улетело? ( самолет: «У-у-у!»)
• Кто убежал ( волк: «У-у-у»)
Упражнение 6.
Игра «Положим спать» (проводится с игрушками) :
• На звук «а» укладываем спать куклу:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а, а-а, а-а».
• На звук «у» укладываем бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок:
У-у, у-у, у-у».
• На звук «и» укладываем мышку:
Захотела мышка спать
И полезла под кровать:
«И-и, и-и, и-и».
Упражнение 7.
Различение звуков «му» и мяу». Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).
Покажи, где кошка (корова). Как мяукает кошка, (мычит корова) ?
(Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
Кто кричит: «Му» («Мяу») ?
Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением).
• Видишь корову (кошку? (Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
• Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)
• Кто позвал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
Упражнение 8.
Звукоподражания «ту-ту», «тук-тук», «тик-так».
Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
• Спрячь поезд (молоток, часы)
• Что спрятала? (Одна картинка закрыта листом бумаги)
Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).
• На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд?
• Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток?
• Что тикает? Как?
• Что тикает? Как?
• Включать звукоподражания в стихотворные тексты:
Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
• Му-му-му!
Молока кому?
• Мяу-мяу! - кто пищит?
У меня живот болит.
• Вот поезд наш едет, колеса стучат:
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
А в поезде этом ребята сидят.
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
***
Строим, строим новый дом,
Тук-тук молотком.
***
Наши часики стучат:
Тик-так, тик-так.
Считать кукушка научилась.
На том ученье прекратилось.
Куры крыльями махали:
Ко-ко, ко-ко!
Куры ключами стучали:
Ко-ко, ко-ко!
***
Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
***
Прилетели гули, гули-голубочки:
Гуля-гуля-гуля.
На головку сели моей дочке:
Гуля-гуля-гуля.
***
Гоп-гоп! Конь живой
И с хвостом и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Гоп-гоп-гоп!
***
Ду-ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду.
А я дудочку нашла,
И Ванюше отдала:
Ду-ду-ду-ду!
***
Маленькие мышки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Пищат: «пи-пи-пи!»
***
Пистолет пугает мух.
Говорит он громко: «ПУХ!»
***
Мой веселый, звонкий мяч.
Ты куда пустился вскачь?
Оп-оп-оп-оп!
***
Миша, Мишенька, бай-бай!
Спи скорее, засыпай!
***
Мальчик плачет и кричит:
«Ручка у меня болит!»
Бо-бо-бо-бо!
***
«Би-би-би, - гудит машина, -
Не поеду без бензина!»
***
С барабаном мы идем,
Громко песенку поем!
Бом-бом, бом-бом!
***
Говорит собака: «АМ!
Кошке мясо не отдам:
«Ам-ам-ам!»
***
Наш малыш кричит с утра:
«УА-УА-УА-УА!»
***
Заблудились мы в лесу,
Закричали все:
«АУ-АУ!»
Игры для стимуляции речи:
- игры-забавы
Для стимуляции речевой активности широко используются игры-забавы: например, игра в «Козу», «Сорока-ворона», «Ку-ку», «Ладушки».
- подвижные игры с текстом стихотворений, например, «Мишка косолапый», «Идет бычок качается», «Шалтай-болтай» и др. Эти игры способствуют развитию ритма речи, стимулируют активную речь.
- игры с объектами и предметами.
Показывая игрушки изображающих животных, имитируйте голосом звуки, издаваемые ими. Киска говорит: «Мяу-мяу», собачка: «Гав-гав», мышка: «Пи-пи-пи» тоненьким голосом, мишка: «У-у-у» низким голосом, лошадка: «И-го-го» или щелкаете языком, изображая цокот копыт, коровка: «Му-у» и т. д. Подобные игры полезны и для развития слуха, и для артикуляции, и, конечно же, для понимания речи.
- инсценировки
Большое внимание уделяется инсценированию знакомых сказок с помощью игрушек. Взрослый показывает ребенку небольшие инсценировки с куклой, матрешками, включает по ходу действия игрушки, изображающие животных, средства передвижения, показывает движущиеся и заводные игрушки. В процессе игры следует сравнивать различные предметы по величине, форме, цвету, специально подбирая их по различным признакам, тем самым, расширяя его пассивный словарь.
игры с мимикой
Например, игра «Язычок-проказник», где взрослому необходимо взять ребенка на руки, посмотреть ему в глаза и, высунув язык, издавать разные смешные звуки и спрятать язык. Затем повторить те же действия, издавая уже другие звуки.
речевая беседа
Речевая беседа должна проводиться постоянно. Рассказывать ребенку все, что происходит (моем руки после прогулки, одеваемся и т. д.)
язык знаков
Например, если при чтении книжки встречается рисунок кота, то можно отобразить его с помощью рук. Это поможет связать слово и картинку. Вот три простых знака, которым можно научить ребенка:
- кот — ладонью одной руки погладьте тыльную сторону другой;
- рыба — откройте и закройте рот, как это делают рыбы;
- птица — помашите руками в воздухе