Приложение МААМ

Советы родителям «Как развивать у ребенка фонематическое восприятие»

Оксана Хатинская
Советы родителям «Как развивать у ребенка фонематическое восприятие»
▼ Скачать + Заказать документы

Для успешного обучения в школе очень важно, чтобы ребенок поступал в школу с достаточно развитым фонематическим слухом, т. е ребенок хорошо умел различать звуки речи, указывать их местоположение в слове.

К 4- 5 годам ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Оно зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е фонематический слух и звукопроизношение очень тесно взаимосвязано между собой. Развитие фонематического слуха также имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико - синтетической деятельности ребенка, т. е умения анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность к фонематическому восприятию. Я рекомендую такие упражнения:

Публикация «Советы родителям „Как развивать у ребенка фонематическое восприятие“» размещена в разделах

1. Игра с мячом» Лови - назови».

Цель игры: развитие звукового анализа.

Вы бросаете ребенку мяч и просите назвать слово с определенным звуком.

Например: звук (д) – дом, доска, Даша.

2. Игра» Повтори вместе с попугаем» (повторяй слоги вместе с попугаем)

Цель игры: дифференциация схожих букв по звучанию.

Па – ба - па

Са- ша- са

Ка – га - ка

За – жа - за

3. Попросите ребенка произнести слова астра, аист.

Какой первый звук в этих словах?

Какой последний звук?

Цель игры: развитие звукового анализа.

4. Игра» Звуки заблудились».

Скажите ребенку, представь, что мы заблудились в лесу, что мы будем кричать: АУ!

Сколько звуков в этом слове?

5. Игра» Ловим звуки» (с мячом).

Цель игры: развитие звукового синтеза.

Вы бросаете ребенку мяч со звуком (м, а ребенок ловит. Дальше бросаете со звуком (а, ребенок ловит. И еще бросаете мяч со звуком (к). Ребенок должен сказать какое слово получилось? (мак).

6. «Звуки заблудились»

Задача этой игры такая же, как в предыдущей.

Взрослый говорит слово, а ребенок на каждый звук кладет фишку, круги, пуговицу, мозаику (все что есть).

7. Игра «Дом звуков»

Взрослый рисует «комнаты» для звуков. Например, для слова» кот» надо нарисовать дом из трех комнат: три квадратика.

- В каждой комнате должен жить звук, давай их расселим. Ребенок произносит звук, который будет «жить» в этой комнате, и кладет на квадратик фишку.

- к, о, т.

Частая ошибка детей в том, они правильно называют первый и последний звуки и» теряет» средний. Взрослый может удивиться:

-Разве здесь живет» Кт»? Здесь живет «Ко- о- т»(тянет пропущенный звук).

8. Игра» Дом в лесу».

Задача та же, только домик надо нарисовать из четырех комнат.

- В этом доме хотят поселиться лев, слон, жираф. Как ты думаешь для кого этот дом построили? А смогут ли в нем жить лиса, волк, уж, сова, собака, крот, ворона?

Если ребенок испытывает трудности, нарисуйте дополнительно трехкомнатный и пятикомнатный домики, попросив» расселить» зверей в подходящий для каждого из них дом.

9. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е определения наличия звука в слове. Например: определить, есть ли звук Б в словах: бык, лампа, батон, лобик, палка, бритва. Определять можно с помощью хлопков, бубна, сигнальных карточек.

10. Игра «Тим и Том»

Эта игра учит ребенка различать твердые и мягкие звуки.

Нарисуйте двух человечков. Том» твердый»- он угловатый, тощий, а Тим «мягкий»- он округлый и толстый. Познакомьте с ними ребенка :

- Видишь, это Том, его имя начинается очень твердо. (т- т- т). Он сам весь твердый, как этот звук, и выбирает все твердое. Любит томатный сок, носит всегда пальто, играет в морской бой. А это Тим, его имя начинается мягко ть- ть- ть. Он любит все, что звучит также мягко, как его имя: ест Тянучки и тефтели, играет в мяч, рисует и носит пиджак. Ты будешь например: Тим, а я Том. Мы идем в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: рюкзак или ранец?

Также Тим и Том должны взять с собой: котелок, консервы, сахар, ложки, миску, веревку, бинокль, компас, карту, леденцы, кроссовки, кеды, кепку, панамку и т. д. Ребенку с помощью взрослого нужно выбрать, что из этого понесет Тим, а что Том. Потом можно поменяться ролями, пусть ребенок побудет Томом, который собирает грибы (лисички, маслята, ягоды (землянику, голубику, ловит рыбу (леща, сазана) и т. д.

11.» Перевозим грузы».

На машинках написана определенная буква. На них мы перевозим предметы, начинающиеся на эту букву.

Например: мыло, муку, мороженое, медведя мы везем в магазин.

12. Игра» Путаница» (исправление шуточных оговорок).

- Русская красавица своей» козою» славится.

- Тащит мышонок в норку огромную хлебную» горку».

- Поэт закончил строчку, в конце поставил «дочку».

Задача ребенка исправить неправильную букву в словах.

Публикации по теме:

Обучение звуковому анализу слова с помощью дидактической игры «Где звук живет» В моей группе не все дети различают звуки в словах, я попробовала сделать компьютерную игру для индивидуальной работы. Ребятам очень понравилось.

Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Советы родителям «Как развивать у ребенка фонематическое восприятие»
Опубликовано: 20 февраля 2015 в 17:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Советы родителям «Как развивать у ребенка фонематическое восприятие»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Хатинская (УИ 315174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД