Айнура Курманалиева
Советы родителям «Как отправить ребенка в детский сад без слез. Как помочь ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы
Первые два года жизни дети полностью зависят от родителей, а родители не принадлежат сами себе. На третьем году жизни родителям открывается волшебная возможность вернуть себе часть своей жизни – детский сад. Если ребенок до 3 лет со слезами расстается с мамой, а потом отвлекается на игрушки или действия воспитателя – это нормально.
Есть малыши, которые в первые недели не могут успокоиться весь день и встречают родителей со слезами. Некоторые, наоборот, начинают конфликтовать с детьми и воспитателем. Это тоже нормально.
Публикация «Советы родителям „Как отправить ребенка в детский сад без слез, Как помочь ребенку“» размещена в разделах
Практически все родители беспокоятся о своем чаде, переступившем порог группы: «Как же он/она там без меня?» И это тоже вполне естественная реакция на расставание, ведь вы все-таки оставляете родного человечка с чужими людьми. В первую очередь, взрослому, который отводит ребенка в садик, нужно понять: какими бы острыми ни были первые эмоции у вас и малыша в первые дни, что бы вам ни говорили другие люди, с ребенком и с вами все в порядке. Вы не перестаете быть «хорошим родителем», а он не становится «неправильным» от того, что вы оба нервничаете из-за этой перемены в вашей жизни. Для родителей важно, чтобы ребенку было хорошо в его первом коллективе, чтобы время там проходило с пользой и удовольствием.
Во сколько лет отдавать ребенка в садик?
Психологи считают, что дети психологически готовы расстаться с матерью в 2 – 2, 5 года. Если ребенка не отдать в садик в этом возрасте, то после трех ему будет труднее впервые адаптироваться к коллективу и тогда лучше подождать до 4 лет. В 2 года дети реагируют на ровесников, играющих вместе, хотят к ним присоединиться. В то же время они психологически уже могут несколько часов провести без мамы при условии безопасной среды.
Ребенок плачет в саду – ему там плохо?
Дети плачут, когда идут в сад и родители опасаются, чувствуют вину, нервничают, что увеличивает нервозность ребенка. Иногда ребенок очень не хочет идти в садик, плачет, но уже в группе быстро успокаивается и спокойно играет. С одной стороны, родителям легче от осознания, что ребенок в садике спокоен, с другой – полчаса доставки малыша в детский сад слишком эмоционально истощают. Особенно, когда ситуация повторяется изо дня в день.
Главное условие успешной адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация в сад не может длиться несколько дней, неделю или даже две недели. Полноценная адаптация к детскому саду требует времени и должна быть постепенной и растянутой во времени. К следующему этапу обособления с ребенком следует переходить только после того, как ребенок полностью освоится на предыдущем.
Сколько времени нужно для полноценной адаптации ребенка к детскому саду?
Не меньше месяца. Первую неделю будет вполне достаточно, если ребенок будет приходить только на прогулку. Время пребывания в помещении группы должно быть ограничено. Когда ребенок привыкает к детям, воспитателям и сам соглашается остаться дольше, следует переходить к следующему этапу. Даже очень коммуникабельных малышей не следует оставлять на сон раньше, чем через 2 – 3 недели.
Сады, как правило, форсируют процесс адаптации, очень часто дети остаются на полный день уже через две недели, а то и через неделю. Сначала кажется, что ребенок привык и все хорошо, но в большинстве случаев через месяц-два отсутствие полноценной длительной адаптации сказывается – ребенок начинает плакать, не хочет ходить в садик. Воспитателям ничего не остается, как заносить ребенка в слезах в группу. Это вроде бы решает проблему, но усиливает эмоциональное напряжение внутри ребенка.
Почему ребенок плачет?
Причин может быть несколько:
• Печаль из-за разлуки с мамой от садика.
• Он не подготовлен к посещению детского сада – его не предупредили заранее, что привычная жизнь скоро изменится.
• Ребенок впервые видит большое скопление незнакомых людей, раньше его социальные контакты были ограничены.
• Режим дня дома не совпадает с режимом в саду – тяжело рано вставать и спать днем, принимать пищу и гулять в непривычное время.
• Ребенок часто болеет и из-за этого с самого начала посещает сад «урывками», не успевая привыкнуть.
• Повлияли особенности характера и нервной системы: одни дети плачут только в первые дни, а потом успокаиваются, другие – начинают хныкать только на второй день или через 1-2 недели, третьи – устраивают истерики только при родителях, а после их ухода спокойно играют и т. д.
• эмоциональное переутомление и желание отдохнуть от сада;
• дискомфорт из-за неспособности повлиять на ситуацию (в сад ведут независимо от желания) от сада;
• у детей есть много других поводов скучать или даже злиться, которые связаны для них с садиком, даже если там они чувствуют себя вполне безопасно.
У каждого ребенка адаптация к детскому саду протекает по-своему.
• При легкой адаптации (2-4 недели) ребенок быстро справляется с негативными эмоциями, легко отпускать родителя. Через несколько дней он начинает сам заходить в группу, слушаться воспитателя и играть с другими детьми или рядом с ними.
• При адаптации средней тяжести (1-2 месяца) от слез и истерик малыша приходится отвлекать воспитателю. В течение нескольких недель стресс может вызывать у ребенка не свойственные ему ранее проявления апатии или агрессии, трудности со сном, снижение аппетита и познавательного интереса, ухудшение иммунитета. Но к концу периода адаптации уровень стресса уменьшается, и все показатели приходят в норму.
• Тяжелая адаптация может длиться от 2 месяцев до нескольких лет. Все это время ребенок категорически отказывается общаться с воспитателем, играть с детьми, есть и спать в саду, часто болеет, кричит и плачет при расставании или наоборот – впадает в ступор. Родителям в этом случае стоит обратиться к специалистам (психологу, неврологу, врачу-педиатру) и вместе разработать план дальнейших действий вплоть до отказа от посещения детского сада.
Как помогать ребенку до первого посещения детского сада?
• Постепенно приближайте домашнее меню и режим дня к «садичным». Предлагайте ребенку разнообразную пищу, практикуйте ранний подъем и дневной сон – так распорядок в саду не будет для ребенка сюрпризом.
• Позволяйте ребенку проявлять самостоятельность, учите самостоятельно есть, пить, ходить на горшок и просить взрослого о помощи.
• Принимайте дома гостей и родственников, ездите к ним, общайтесь с другими родителями и детьми. Не бойтесь оставлять малыша с папой, с бабушкой или с лучшей подругой хотя бы на несколько часов, если, конечно, вы им доверяете.
• Никогда не пугайте ребенка тем, что «сдадите его в садик» или «отдадите чужой тете/дяденьке-полицейскому», если вам не нравится его поведение. Иначе он будет бояться всех взрослых – на всякий случай.
• Рассказывайте о садике, играйте в него дома с игрушками, читайте и сочиняйте об этом сказки. Темы могут быть разными: «Новенький в группе», «Дети обедают», «На прогулке», «Тихий час». Так ребенок постепенно привыкнет к мысли, что в детский сад ходит много детей, что там может быть весело и интересно, хотя есть и свои правила.
Уважаемые родители! Помните: адаптация к детскому саду – сложный психологический и физиологический процесс. Его можно облегчить, но невозможно избежать. Поэтому мы желаем вам удачи, мудрости и терпения на этом важном этапе взросления вашего малыша. Прислушивайтесь к ребенку и к своему сердцу, и пусть все получится!