Татьяна Баранова
Советы родителям.
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое речевое дыхание.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного. Если вне речи мы дышим через нос, то во время речи – через рот. Если вне речи вдох и выдох по протяженности примерно одинаковы, то во время речи выдох значительно превышает вдох по длительности.
Для того чтобы речь была легкой, необходимо соблюдать следующие правила:
-Говорить на выдохе
-Вдох делать через рот – короткий и бесшумный, а выдох – длительный и плавный
-Плечи при речи должны быть не подвижны, шея расслаблена
Публикация «Советы родителям,» размещена в разделах
-После вдоха следует сразу начинать говорить, не задерживая дыхания
-После выдоха перед новым вдохом обязательно сделать остановку примерно на 2-3 секунды
-Во время речевого дыхания не должно быть никакого напряжения.
Артикуляционная гимнастика.
-Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
-Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными и ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов: где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.
-Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
-В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.
-Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. И у вас все получится.
-Детям 2 – 4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте Вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.
-Детям 5 – 7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.
Работа над темпом речи.
Одной из характеристик речи является ее темп. Регулирование темпа – необходимая составляющая часть речи у дошкольников.
Спокойный и даже замедленный темп речи способствует уменьшению запинок, позволяет лучше контролировать свою речь. Кроме того, спокойный темп благоприятствует более четкому произношению слов и их лучшему восприятию.
Поэтому необходимо создать ребенку условия, в которых он мог бы использовать спокойный темп речи дома.
Для этого необходимо соблюдать следующее:
-Родители должны контролировать темп собственной речи.
-Добиваться необходимости темпа от детей прямыми требованиями.
-Использовать для этого различные косвенные приемы:
а) просьбу повторить из-за того, что вы не «слышали»
б) предложить сначала подумать, а потом сказать
в) хвалить речь ребенка, когда он говорит в спокойном темпе.
В качестве упражнений можно использовать чтение стихов, скороговорок в медленном темпе.
Предупреждение заикание.
Причиной появления заикания является ослабление центральной нервной системы.
Поводом к возникновению заикания могут быть различными.
Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен, после испуга или длительной психической травмы – постоянным несправедливым, грубым отношением к ребенку окружающих его людей.
К заиканию может привести внезапное изменение, в худшую сторону, жизненных условий (обстановка в семье, режима).
Нередки случаи заикания у детей с рано развивающейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: расскажи, повтори, часто заставляют говорить напоказ и у детей с замедленно формирующейся моторной сферой.
Нельзя:
-Читать детям много книг, не соответствующих возрасту, особенно страшных сказок, так как это может вызвать чувство постоянного страха, разрешать часто и долго смотреть телевизор – это утомляет и перевозбуждает ребенка.
-Чрезмерно баловать детей, исполнять их любые прихоти, так как в этом случае психической травмой может быть для ребенка даже незначительные противоречия ему.
-Перегружать ребенка большим количеством впечатлений в период выздоровления, после перенесенного заболевания.
-Запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно, плохо освещенном.