Антонина Петровна Миронова
Советы родителям «Речевое развитие детей пяти лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Советы родителям
Речь – важнейшая социальная функция, необходимый компонент общения, который формируется вместе с развитием ребенка с периода гуления.
К 5 годам слово становится регулятором деятельности и поведения малыша.
Задержка речевого развития затрудняет общение с окружающими людьми, сказывается на характере и общем развитии дошкольника, является причиной неуспеваемости в школе.
Публикация «Советы родителям „Речевое развитие детей пяти лет“» размещена в разделах
Овладение родным языком – приобретение детства, развивается поэтапно
- пассивное овладение словом / не умея говорить, понимает обращенное к нему слово/,
- активно использует в речи.
Речевые нарушения нередко обусловлены не только биологическими, но и приобретенными факторами.
Родители не осознают собственной роли и ответственности в развитии языка своего ребенка. Допускают искажение речи, подстраиваясь к языку ребенка, сюсюкают, используют слова-заменители /кошка – мяу, машина – би-би, есть – ням - ням, курица – ко - ко и т. д. /
Употребляют нелитературные термины, говорят быстро, неразборчиво.
Недостаточно общаются с ребенком, живое общение заменяют телевизор, компьютер.
Иногда невнимательны к детским вопросам или загружают их избыточной непонятной информацией.
Часто родители замечают только недостатки звукопроизношения, не обращая внимания на нарушение слоговой структуры слов, несовершенство лексико-грамматического строя речи, бедность словаря.
Очень важно заниматься с ребенком дома, действуя в соответствии с рекомендациями логопеда.
Домашние задания выполнять систематически /можно частями, постепенно/, доброжелательно, в игровой форме. Ребенок рад, когда взрослые участвуют в игре /вместе собрать пазлы, вкладыши и пр. /
Большие возможности для обогащения словаря в бытовой деятельности – прием пищи, одевание, гигиенические процедуры. Ребенок запоминает, повторяет названия и свойства предметов, одежды, приготовленных блюд.
/мыло душистое, пенное, скользкое, вода льется, журчит, капает, теплая, холодная, кофта мягкая, пушистая, из шерсти – шерстяная, теплая и т. д. /
Общаться с малышом можно и на кухне. Ребенок помогает перебрать фасоль, крупу, узнает, из чего готовится суп, каша /суп из овощей – овощной, каша из риса – рисовая, компот из яблок – яблочный, пирог из моркови – морковный/.
Ребенка необходимо учить слушать, наблюдать, рассуждать. По дороге в детский сад поговорить о погоде, одежде людей, о проезжающем транспорте. Находясь на даче, рассмотреть оборудование для труда, семена овощей, сравнить их, попросить ребенка рассказать о разных способах уборки урожая / картофель выкапывают, огурцы снимают, морковь выдергивают, кабачки срезают/. Рассмотреть кустарники и деревья, найти отличия. Угадать, какие птицы поселились в домике, послушать их пение.
Ребенок обязательно должен иметь сведения о своей семье знать имя, отчество родителей, место работы, что делают папа и мама на работе.
Спрашивать у ребенка, как прошел его день в детском саду, в гостях у бабушки, какое у него настроение, почему?
Чаще читать детям книги, беседовать после прочтения, предложить ребенку пересказать или рассказать наизусть короткие стихи, рассказы, потешки.
Незнакомые слова объяснить, яркие выражения повторить. Использовать детский литературный материал А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова и других авторов.
Такое общение родителей с ребенком является предпосылкой для получения им не только новых умений, навыков, но главное – накоплению, и активизации словаря, развитию речи в целом.