Оксана Петрова
Советы психолога «Общение с ребёнком после посещения детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Как дела?
Возвращаясь домой после детского сада, можно провести время с пользой. Дорога домой- это шанс поговорить с ребёнком, узнать как прошёл день, улучшить настроение малыша при необходимости. Даже если это время бабушек или близких родственников, не забывайте уделить внимание этому вопросу вечером. Но обязательно в тот же день. Если оставлять на потом, малыш не сможет описать ситуацию в точности как она произошла, а чувство обиды останется. А при дополнительных неурядицах – ещё больше накопится.
Зачем спрашивать как дела?
Публикация «Советы психолога „Общение с ребёнком после посещения детского сада“» размещена в разделах
Часто от родителей можно услышать: «Зачем это обсуждать?», «Какие вообще могут быть «дела» у ребёнка?», «У меня своих проблем по горло!», «Мы же как-то выросли!».
Раскроем этот вопрос подробнее. Обсуждая со взрослым свои не только проблемные, но и радостные ситуации ребёнок обучается. В случае встречи с трудностью, слушая рассуждения взрослого, ребёнок учится анализировать. При повторяющихся ситуациях – находить сходства и различия и как результат обобщать. В дальнейшем ребёнок сможет вспомнить и применить прошлый опыт, а значит больше не попадать в похожую жизненную ситуацию.
В случае встречи с эмоционально положительной ситуацией- ребёнок проверяет верность своих выводов, учится эмпатии. Одобрение взрослого направляет и определяет дальнейший выбор ребёнка.
Так как же говорить с ребёнком?
1. Без принуждения. Иногда переживания ребёнка так сильны, что ему трудно подобрать слова и начать разговор. На помощь приходит «переключение». Дети легко и с удовольствием переходят на приятные темы. Поговорите о том, что ребёнку нравится. Дайте ему время.
2. Спокойно реагировать. В силу своей не опытности ребёнок часто делает то, что непонятно или даже не приемлемо для родителей. Необходимо помнить, что ребёнок ВПЕРВЫЕ встречается с ситуацией. И решает её с помощью тех сил и навыков, которые у него есть в данном возрасте. Например, адаптация в детском саду – это трудоёмкий и многофункциональный процесс. Не ждите, что ребёнок справится со всем сразу и правильно. Ведь в этот момент у малыша закладываются новые навыки: коммуникации в группе, доверие к новым взрослым, самооценка при самообслуживании и т. д.
3. Дать время выговориться до полного психоэмоционального облегчения. Это необязательно длительный разговор по душам. Чаще всего ребёнку просто нужно знать, что он поступил верно. А ещё чаще -что его чувство (обиды, гнева, тревоги и т. д.) естественно и приемлемо.
4. Без осуждений. Рассуждения- вот, что должен услышать ребёнок. Объяснение причинно- следственных связей. Осудить -не значит помочь. Помогите разобраться малышу с бытовыми трудностями, назовите те чувства, которые он возможно испытывает. Это намного быстрее поможет малышу в следующий раз описать вам свою проблему и решить её. Часто дети отвечая на вопрос, почему один ребёнок обидел или ударил другого, говорят: «Потому-что он (я) плохой». Но возможно ребёнок защищался, заболел и плохо себя чувствовал, не выспался, не наелся, поссорился с родителями и т. д. Рассматривая ситуацию шире, ребёнок учится понимать себя и других.
5. Без акцента на себе. «А я в твоём возрасте…», «А я не боюсь…» и т. д. В любом возрасте у любого взрослого были и есть навыки, которые давались хуже, а были и те, которые развивались лучше. Если уж и вспоминать, то полную картину. Ребёнок думает только об этой ситуации и слушая разговоры взрослого чувствует себя ущербно. Дети не могут
оценить и понять весь ваш жизненный опыт. Свою неудачу ребёнок переносит на всю свою жизнь и личность.
6. Что тебе понравилось? А что не понравилось? Когда в нашей жизни происходят нежелательные события, мы фокусируем на них внимание для того, чтобы исправить. Правильные, хорошие события не требуют доработки. Поэтому не остаются надолго в нашей памяти. Так же происходит и у ребёнка, но с большей эмоциональной привязкой к событию. Напоминая малышу о том, что было что-то в течении дня, что наверняка порадовало его, мы учим не «застревать» в негативном эмоциональном переживании. А использовать его для приобретения нового навыка, расширения собственных знаний и улучшения качества жизни.
7. И ещё один важный пункт. Не говорите вместо ребёнка. Так же как и не стоит решать проблему за ребёнка. Помощь малышу безусловно нужна, но её необходимо максимально минимизировать. Чтобы не вышло ситуации, когда вы едите за ребёнка кашу ради его здоровья. Постарайтесь успокоить, поддержать словами, объяснить как стоит себя вести и почему. Если вы переживаете о том времени, когда вы не видите ребёнка, можно попросить воспитателя понаблюдать за тем, как ребёнок разрешит сложившуюся ситуацию. И только тогда принимать участие в решении проблемы.
Приятного Вам общения!
С уважением, педагог-психолог
Петрова Оксана Владимировна.