Анна Воловик
Советы педагогу: как привлечь и удержать внимание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Как заинтересовать ребенка? Как говорить с ним на одном языке? Как увлекательно подать материал? Как начать занятие, в конце концов, чтобы привлечь внимание и не потерять его?
Этот вопрос волнует, наверно, всех молодых педагогов. Волновал он в своё время и меня. Методички с конспектами не всегда помогали, потому что материал в них часто подан довольно сухо. Решение, как оказалось, лежит на поверхности. И сегодня у меня для вас несколько советов из своего опыта:
1. Смотрите детские передачи.
Публикация «Советы педагогу: как привлечь и удержать внимание детей» размещена в разделах
Телепрограммы для детей создают специалисты, которые знают, как устроена детская психика, как управлять вниманием и как направлять восприятие в нужное русло. Какие, не побоюсь этого слова, «крючки» цепляют именно детей. Там можно подсмотреть, как подано содержание, и намотать на ус много полезных приёмов удержания внимания в ходе бесед и проблемных ситуаций. Оговорюсь, что не стоит смотреть всё подряд, только проверенные временем программы — «Ералаш», «Спокойной ночи, малыши», «Улица Сезам», «Большой фестиваль». Старые выпуски тоже подойдут, ведь главное для нас — взять на вооружение приёмы подачи материала. Впрочем, и проблемные ситуации тоже можно заимствовать.
2. Читайте книжки для детей.
Николай Носов, Виктор Драгунский и другие авторы известных детских рассказов очень хорошо знали, как захватить внимание ребёнка и сделать для него доступным содержание своих произведений. Это настоящие мастера сторителлинга и знатоки детской психологии, у которых можно многое почерпнуть. Прочитайте, например, «Денискины рассказы», «Великих путешественников» или «Кота-ворюгу» и попробуйте понять, к каким детским интересам и чувствам апеллировали авторы, каким образом раскрывали материал, каких персонажей создавали, чтобы помочь детям узнать себя.
НА ЗАМЕТКУ! Главное правило интересного рассказа — не выкладывать всё сразу. В ходе НОД, экспериментов и досуговой деятельности тоже можно подавать материал порциями, чтобы подогревать интерес и детям хотелось узнать, что будет дальше.
Широко известно влияние повторений в тексте на эмоции людей. Посмотрите, как С. Маршак и И. Токмакова используют повторы и подумайте, как вы могли бы их использовать. Мне, например, нравится читать одни и те же потешки или стихотворные отрывки в начале и в конце занятия. Это оживляет процесс и помогает детям обобщать информацию и запоминать, о чём шла речь.
3. Изучите основы маркетинга и копирайтинга.
Возможно, совет звучит немного странно, но опыт работы копирайтером и смм-менеждером помог мне увидеть, что приёмы из этих сфер деятельности можно использовать и в педагогике, в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Стратегии развёртывания содержания, сюрпризные моменты, интриги, ультиматумы, розыгрыши — всё это работает в ходе НОД, организации досугов, мастер-классов и родительских собраний и помогает сделать их более увлекательными.
Необязательно сразу браться за какую-то литературу: в интернете много хороших статей по теме, например, на сайте Макисма Ильяхова или Петра Панды. Ильяхов учит делать текст доступнее, Панда — увлекать целевую аудиторию с учётом её интересов.
4. Станьте мастером перевоплощений.
Это отрывок фильма «Звёдочки на земле». Посмотрите, как новый учитель входит в класс. По-моему, потрясающе! Интересные и яркие люди всегда привлекают внимание, к ним хочется быть ближе, их мнение интересует окружающих. Так что не бойтесь быть необычными, смешными и несерьёзными, особенно поначалу. Когда дети увидят ваш талант, они начнут тянуться к вам и будут сами заглядывать в рот.
Надеюсь, мои советы будут полезны начинающим воспитателям и педагогам-организаторам. Может, у вас есть какие-то свои фишечки для нескучных занятий и удержания внимания в ходе совместной деятельности?
Поделитесь в комментариях! :)