Дина Кудасова
Советы логопеда «Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений для постановки звука [P]»
▼ Скачать + Заказать документы
УКЛАД ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
Для правильного произношения звука [Р] губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного, расстояние между зубами 4-5 мм, кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
1. "Рыбка". Рот широко открыт. С напряжением про себя произносить звук [А]. Счет 1-3.
2. "Окошко". Рот открыт. Губы округлены в форме буквы "О". Про себя произнести: О-О-О.
Темочки:
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации логопеда для родителей
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
3. "Трубочка'. Губы вытянуты вперед в форме трубочки. Про себя произносить: У-У-У.
4. "Улыбка (заборчик)". Губы растянуты в улыбке, верхние и нижние резцы обнажены. Про себя произнести: И-И-И.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
1. "Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу, унести широкий язык в глубь рта. Счет 1-5.
2. "Достань нос". Открыть рот, высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, загнуть широкий язык вверх, потянуться с напряжением к носу пытаясь его достать. Убрать язык вглубь рта. Счет 1-6.
3. "Парус". Рот широко открыт, кончик языка за верхними зубами. Счет 1-3.
4."Лошадка". При открытом рте производить "цокаюшие" звуки языком, присасывая и отрывая кончик и спинку языка к небу. Темп может быть быстрым, медленным, средним. Счет 1-2, 3-4.
5."Ребро". Рот открыт. Кончиком языка доставать поочередно последние верхние и нижние коренные зубы
6."Достань подбородок". Кончиком языка тянуться к подбородку, пытаясь его достать.
7."Часики". Рот открыт. Высунуть язык. Кончиком языка тянуться попеременно влево-вправо. Счет 1-2.
8."Болтушка". Рот открыт. Высунутым языком делать движения вверх-вниз, не касаясь вepxней губы и подбородка. Счет 1-2
9."Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу. Удерживать не счет 1-10. 1-15.
10. "Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, попеременно сильно оттягивать нижнюю челюсть вниз, смыкать зубы. Счет 1-4
11. "Почисти зубы". Рот открыт. Кончиком языка водим за верхними резцами влево- вправо. Счет 1-3.
12. "Чашечка". Рот открыт. Язык на нижней губе. Передний и боковые края языка подняты вверх. Эти же упражнение внутри рта. края языка не касаются зубов.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ
1. "Муха". Рот открыт. Язык внутри рта в форме чашечки поднят вверх, передний край языка у верхних резцов, боковые края прижаты к коренным зубам. Посредине языка идет воздушная струя, произносим длительно звук [ЗЗЗЗ].
2. "Жук". Рот открыт. Язык внутри рта в форме чашечки. Боковые края языка прижаты к коренным зубам, передний край языка свободен. Посредине языка идет воздушная струя, произносим длительно звук [ЖЖЖЖ].
3. "Фокус". Рот открыт. Язык "чашечкой" высунут вперед и приподнят. Плавно дуть на ватку, лежащую на кончике носа.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ВИБРАЦИИ ЯЗЫКА
1. "Барабан". Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося звук [ДДДД]. При усвоении упражнения оно усложняется : звук [Д] произносится многократно с ударением на начало, в середине, конце: [Д' -Д-Д-Д-Д], [Д-Д-Д '-Д-Д'], [Д-Д-Д-Д-Д'].
Памятка родителям
У детей, имеющих недостатки произношения отдельных звуков, часто обнаруживаются недостатки в строении и подвижности органов артикуляционного (речевого) аппарата. В таких случаях по заданию логопеда проводится артикуляционная гимнастика. Кроме того с ее помощью происходит объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков.
С артикуляционной гимнастики начинается каждое занятие в период постановки звука.
Названия артикуляционных упражнений условные, но необходимо, чтобы ребенок их запомнил.
Заниматься артикуляционной гимнастикой следует перед зеркалом. Взрослый и ребенок должны сидеть удобно, не горбясь.
Перед занятием необходимо умыться прохладной водой, высморкаться, прокашляться. Приготовьте чистый платок, если надо осушите им губы и язык ребенка. Так как при артикуляционных упражнениях происходит интенсивное слюноотделение. Приучайте ребенка своевременно сглатывать слюну. Отработка упражнений занимает от 5 до 10 минут ежедневно, в выходные дни занятия проводятся дважды. Если ребенок сильно устает, делайте это в два этапа.
Строго соблюдайте все рекомендации логопеда по выполнению упражнений.
Удачи Вам!