Татьяна Едемская
Совершенствование познавательных процессов у младших школьников на уроках психологического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Задание «Подбери общее понятие».
Материал к заданию: полоски бумаги с написанными на них в строчку 6 словами.
Описание задания: первое слово написано заглавными буквами. Педагог просит внимательно прочитать слова на каждой полоске. К слову, написанному заглавными буквами, нужно подобрать из оставшихся пяти слов такое, которое бы являлось общим понятием по отношению к первому слову.
Слова для предъявления:
Курица – домашняя птица, несёт яйца, петух, цыплёнок, животное.
Окунь - мелкий, карась, рыба, плавает, река.
Помидор – вкусный, овощ, красный, растёт в огороде, солёный.
Публикация «Совершенствование познавательных процессов у младших школьников на уроках психологического развития» размещена в разделах
Лопата – копает, садовая лопата, черенок, грабли, инструмент.
Квадрат-действие, метр, математическая фигура, математика, игрушка.
Увеличить – уменьшить, большой, действие, умножить, работа.
Сложение – арифметика, математическое действие, сумма, число, вычитание.
Компас – стрелка, сторона горизонта, прибор, направление.
Задание «Объедини по смыслу»
Материал к заданию: набор слов, которые по смыслу можно объединить в 2-3 группы.
Описание задания: Ученикам говорится, что им необходимо объединить слова в группы по смыслу. Более сложный вариант – объединить в группы, запомнить и записать в столбик эти слова.
Набор слов (1 вариант):
Лимон, груша, апельсин, малина, яблоко, слива, земляника, смородина, банан, клубника, картофель, мандарин, тыква, груша, лук, виноград, капуста.
Набор слов (2 вариант):
Свет, корабль, табурет, свёкла, картошка, самолёт, пчела, стол, фонарь, троллейбус, комар, помидор, солнце, муха, шкаф, лампа, лук, поезд, стул, шмель.
Задание «Что - сначала, что - потом»
Материал к заданию: 10 наборов из 5 слов, в которых имеются пары понятий, находящихся между собой в причинно - следственных отношениях.
Описание задания: Педагог читает набор из 5 слов и просит учеников найти два понятия, одно из которых обозначает причину т. е. то, что происходит сначала, а другое – следствие, т. е. то, что происходит после и в силу действия этой причины.
Д о ж д ь, в о д а, с н е г, с о л н ц е, л у ж а;
В р е м я года, весна, д е р е в ь я, л е т о, таяние льда;
П о д а р о к, р а д о с т ь, к у к л а, и г р а, д е т и;
В о д а, ю г, м о р е, в о л н ы, в е т е р;
С т р а х, р е б ё н о к, о п а с н о с ть, явление природы, д о м;
Р а д о с ть, п л а ч, т а б л е т к а, и г р а, б о л ь;
Осень, холод, дерево, листопад;
Лёд, с е в е р, м о р о з, п о г о д а, с н е г;
Задание «Слова – невидимки»
Материал к заданию: таблицы с буквами.
Описание задания: педагог объясняет ученикам, что в этих буквенных таблицах спрятаны слова. Слова могут читаться сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево. Непременное условие – буквы, из которых составлено слово, должны располагаться на прямой линии. Найдите эти слова. Сначала педагог может сообщить детям, какие слова им нужно отыскать. В дальнейшем ученики отыскивают слова сами.
т р о п
п е н а
в к ч р
ф а д к
к ш а г
и в з о
р ж о р
к о р а
а к и р к
м о л о т
т р р л р
м у с и о
с с з к т
Задание «Целое – часть»
Материалы к заданию: несколько наборов из 5 понятий, некоторые из них находятся в отношении «целое – часть».
Описание задания: педагог читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое – его часть.
Слова для предъявления:
кастрюля (сковорода, посуда, крышка, кухня);
обувь (туфли, щётка, крем, подошва);
растение (лепесток, сад, мак, цветок);
книга (страница, буква, учебник, писатель);
экран (изображение, телевизор, цветной телевизор, радио);
животное (рыба, лодка, плавник, озеро).