Сазоненко Елена
Совершенствование организации работы методической службы в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над управлением методической службы ДОО должна представлять из себя единую систему, качество которой зависит от: подготовки специалистов и улучшения у них компонентов образовательной деятельности, профессиональных компетенций, политики работы ДОО.
К компонентам профессиональной деятельности относятся: Эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий и компонент самосовершенствования. Чтобы иметь более полную картину, опишем каждый из компонентов отдельно.
Публикация «Совершенствование организации работы методической службы в ДОО» размещена в разделах
Эмоционально-психологический компонент представляет из себя эмоционально-психологическую культуру педагога. Данная культура включает в себя следующие аспекты: эмоциональную восприимчивость, осознание собственных чувств и эмоций, умение ими управлять, реагировать и переживать, способность провести самоанализ. Строя работу по развитию у педагогов данного компонента нужно обладать рядом знаний и умений (знанием всех законодательных, нормативных документов; умением ставить цель, проводить планирование и контроль результатов педагогической деятельности). Развитие данного компонента прослеживается в такой деятельности, как участие в творческих группах, разработке методического обеспечения ДОО, прохождение курсов повышения квалификации, проведение мониторингов.
Социальный компонент и работа по нему включают в себя умение работать с информацией, развитие своих коммуникативных данных, умение владеть педагогическими технологиями. Умение владение информацией представляет выражается в следующих аспектах: в навыках использовать в своей деятельности возможности технических устройств, умение находить информацию как в печатных источниках, так и электронных устройств, умение использовать полученные знания на практике. к собственным коммуникативным данным относится6 умение поддержать беседу, слушать, умение отстоять свою позицию и сгладить «острые углы» в разговоре, умение выступит публично и умение работать в команде.
Развивая аналитический компонент большее внимание следует уделять развитию умения анализировать свою деятельность. в последствие это поможет: сформировать умение постановки конкретной цели и задач, находить связь между условиями педагогической деятельности и средствами достижения, а также сформировать умение четкого планирования и предвидения результатов своей работы.
Развивая творческий компонент важно уделить внимание повышению у педагога креативной культуры. Креативная культура представляет из себя непрерывное изучение инновационных технологий. Форм и методов, которые можно использовать в своей деятельности, распространение своего опыта по средству публикаций в сборниках, журналах, участие в профессиональных конференциях, конкурсах, мастер-классах, семинарах.
Компонент самосовершенствования или же способность педагога к профессиональному росту. Педагог готов к самосовершенствованию только в том случае, если есть мотивация к достижению успеха.
Основываясь на данных компонентах, нами продумываются формы, средства, методы работы, которые приведут к результативной работе методической службы.
Следует учитывать, что на современном этапе развития методической службы требуется находить более новые, интересные и эффективные подходы для организации работы в дошкольной образовательной организации. Нужно создать условия для саморазвития педагогов, поспособствовать формированию у него креативности и инициативности. Поэтому работа методической службы детского сада должна носить опережающий характер и строить свою деятельность и воспитательно-образовательный процесс на основе новых достижений психолого-педагогической науки. На сегодняшний день, как показывает практика, есть проблема низкой эффективности работы методической службы в ДОО, это связано с тем, что работа реализуется формально. Организация работы методической службы в ДОО полностью лежит на методисте, именно он выбирает стратегию развития, цели, задачи, содержание и функции методической работы.
Строя работу методической службы, мы пришли к том, что она будет действовать в нескольких направлениях:
1. Изучение и анализ работы воспитателя (качество занятий, выполнения требований к занятию, эффективность используемых методов, средств и форм обучения)
2. Изучение передового педагогического опыта воспитателей ДОО района, города, странны и применение полученных знаний в практической деятельности
3. Составление списка из наиболее трудных вопросов, связанных с учебной программой и помощь воспитателя с их решением
4. Взаимопосещение педагогами занятий. Участие в педсоветах (обмен опытом)
5. Помощь и контроль воспитателей в разработке самообразования.
6. Пополнение методического кабинета новой материальной базой.
Результаты исследования по выявлению эффективности работы методической службы показали, что задача развития и обучения педагогов должна стать основополагающей при совершенствовании работы методической службы. Нужно стараться отходить от традиционных форм организации работы, так как они не всегда дают необходимые результаты, ведь они ориентированы на коллектив в целом. Поэтому при работе с педагогами план повышения компетенций и их развития должен строится дифференцированно (индивидуально-ориентированно, это позволит задействовать внутренние механизмы и факторы педагога, что поспособствует профессиональному и личностно-нравственному развитию; развитию творчества и инициативы.
Диагностический этап нашей работы показал, что хоть в данном детском саду организация работы методической службы достаточно эффективна, но у отдельных педагогов возникают трудности в процессе решения методических проблем, затрагивающих профессиональную деятельность.
Прежде чем предложить пути совершенствования работы методической службы, мы попросили педагогов детского сада составить портрет идеального воспитателя ДОО. В результате этой работы нам был представлен обобщенный портрет: «Воспитатель детского сада должен быть: спокоен, умен, квалифицирован, всегда прийти на помощь свои коллегам, должен уметь ориентироваться в документации детского сада и методической литературе, способен организовать педагогический процесс и скоординировать его, не забывает о самоподготовке и самообразование для того, чтобы повысить свою профессиональную компетентность, использует в своей работе инновационные формы и методы». Целью данного приема было формирование у педагогов проблемного сознания. Опираясь на данный портрет, мы совместно с методистом можем внедрить новые педагогические идеи и технологии учитывая личностно-ориентированный подход, познакомить педагогов с новейшими достижениями и педагогической науки и педагогическим опытом и окажет содействие в внедрение полученных знаний в практику работы педагогов.
Улучшая работу методической службы, нами был учтен такой факт, что любой коллектив представляет собой людей разных возрастных категорий, имеющих разный педагогический опыт, профессионализм. Поэтому в работе методической службы, следует использовать разно уровневый подход. На основание этого, мы условно поделили коллектив на три группы.
Первая группа – сюда относятся воспитатели первой и высшей категории. Это специалисты, которые, как правило, привносят в детский сад новые методики, технологии, помогают в разработке диагностического инструментария. Данным педагогам выгоднее всего дать работу с мастер-классами.
Вторая группа педагогов – это педагоги, которые совершенствуют свое педагогическое мастерство. Для них наиболее актуальным будет проведение методических семинаров по наиболее острой проблеме.
Третья группа – молодые педагоги, которые на пути становления педагогического мастерства. В работе молодых специалистов особенностью является то, что с самого начала своего пути они должны выполнять те же обязанности, несут туже ответственность, что и воспитатели, имеющие большой педагогически стаж и ожидания по отношению к ним (от коллег, руководства, родителей) также высоки. Организовывая работу с ними, следует создать «школу молодого специалиста».
Еще одним слабым местом работы методической службы детского сада стало, грамотное методическое сопровождение молодых специалистов [31, с. 196]. Основными задачами сопровождения молодых специалистов является:
• помощь в адаптации педагога к новым условиям;
• активное и результативное внедрение педагогов в образовательный и воспитательный процесс;
• формирование у педагога практических ЗУНов.
Для того, чтобы оказать помощь в адаптации молодых специалистов на базе детского сада велась активная работа по организации наставничества. За каждым молодым специалистом закрепился наставник, у которого уже имеется опыт работы. Он поможет молодому воспитателю в планировании и организации образовательного и воспитательного процесса, в подборе методического и дидактического материала. При этом следует уйти от жесткого контроля и вмешательства, нужно содействовать молодому специалисту в быстрой адаптации проинформировав его по вопросам педагогической деятельности, нормативно-правовой базе. Организуя подбор наставников, мы основывались на желание опытных педагогов, заниматься данной деятельности (для этого проводится тестирование и проверка педагогической направленности). Таким образом, методической сопровождение молодых специалистов должно стать активной инициативой.
С цель повышения профессиональных компетенций педагогов в детском саду, нами было принято решение, внедрить план методического сопровождения для поднятия профессиональных компетенций педагога (Таблица 2 «План методического сопровождения поднятия профессиональных компетенций педагога»). Разрабатывая данный план, мы постарались учесть разнообразные формы работы с коллективом, сюда входили: семинары-практикумы, круглые-столы, ролевые и деловые игры, дискуссии, распространение педагогического опыта, проблемные ситуации, коллективные показы, мастер-классы. Каждая из этих форм была направлена на решение определенных задач, что в последствие позволило достичь эффективности в деятельности ДОО.
Таблица 2.
План методического сопровождения развития профессиональных компетенций педагога
Мероприятие Задачи
Диагностика профессиональных компетенций педагога Узнать уровень сформированности педагогических компетенций, выявить «слепые» пятна.
Анализ нормативно-правовой базы и годового плана методической службы по формированию профессиональных компетенций Сформировать представления о важности внедрения работы по повышению уровня педагогических компетенций.
Педагогический совет и вынесение данной темы для коллективного решения проблемы по методическому сопровождению педагогов при формировании профессиональных компетенций Побуждать педагогов участвовать в «жизни» образовательной организации, а также к овладению новых знаний для повышения проф. компетенций.
Семинар-практикум «Сотрудничество педагогического коллектива, как эффективный метод повышения уровня профессиональных компетенций» Расширить представление о важности взаимодействия коллектива сотрудничестве и пользе распространения имеющегося опыта.
Круглый стол «Методическое сопровождение на основе индивидуальных особенностях педагога» Создать среду и условия для эффективного сотрудничества педагога с методической службой.
Деловая игра «Опыт и молодость, залог успеха» Организовать условия для обмена опыта между молодыми специалистами и опытными педагогами.
Семинар-практикум-представляет собой групповое обсуждение проблемной темы, под руководством организаторов. На данном семинаре педагоги повышали теоретические знания, касающиеся педагогических компетенций. А также, практическим путем, используя технологию 6-3-5. «Метод 6-3-5» - такой метод позволяет получить большое количество идей за короткий промежуток времени и вдохновиться идеями других участников. Действия происходят следующим образом, участники, а именно 6 человек записывают по 3 идеи на листочках и передают их по кругу. Когда каждый человек получает лист от человека слева, он читает все идеи про себя, а затем добавляет три новых, временной отрезок на составление идей составляет не более 5 минут. В общей сложности, вся работа длиться не более 15 минут. Новые идеи могут быть совершенно новыми или могут быть вариациями уже представленных идей. Идеи других участников должны способствовать появлению новых идей. В ходе этих раундов разговоры и обсуждения не предусматриваются. Процесс завершается, когда каждый участник получает обратно свой лист, но уже заполненный идеями группы. Затем участники объединяют все идеи, при этом не разделяют их на лучшие и худшие.
Деловая игра поспособствовала повышению интереса к представленной проблеме, помогла сформировать творческое мышление воспитателей и с ее помощью мы нашли новые пути для решения поставленных задач по заявленной теме, поспособствовали обмену опыта между опытными и молодыми педагогами, что показало нам, что объединив усилия мы можем добиться невероятного результата.
Помимо разработанного плана, мы пришли к выводу о значимости участия в различных конкурсах по повышении профессионального мастерства. При этом, перед нами и методической службой стоял вопрос о том, что это должно носить не формальный характер, а быть внедрено в работу на постоянной основе. Это позволит не только повысить профессиональное мастерство педагогов, но и усовершенствует работу методической службы.
Нами был подобран ряд конкурсов, которые могут быть предложены методистом в ДОО :
1. Международный конкурс имени Льва Выготского. Данный конкурс станет для педагогов «полем», на котором они смогут обменяться опытом и найти что-то новое для себя. Цель конкурса – это популяризация и поддержка творческих, ярких и инициативных педагогов дошкольного образования, которые способны разработать, применить и распространить современные педагогические практики. Участие в данном конкурсе могут принять как молодые, так и опытные педагоги.
2. Конкурс «Воспитатель года». Решает следующие цели:
• развитие педагогов, работающих в ДОО и реализующих программы дошкольного образования, в личностном и профессиональном плане;
• привлечение внимания органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, педагогической общественности и СМИ к проблемам развития дошкольного образования и их трансляция в массы.
3. Конкурс «Воспитатели России». Этот всероссийский конкурс проводится каждый год при поддержке Фонда президентских грантов. Его основная задача и цель - поддерживать и распространять инновационный опыт воспитателей. Участники не платят организационный взнос. Аналогично конкурсу “Воспитатель года” он проводится в два этапа - региональный и федеральный. На каждом этапе выделяют лучших воспитателей по 8 номинациям.
4. Конкурс «Педагогический дебют. При поддержке министерства образования Саратовской области и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Цель конкурса – это развитие творческого потенциала молодых специалистов и самореализации, активной позиции к изменению и совершенствованию системы образования.
5. Всероссийская олимпиада профессионального мастерства. Цель олимпиады – выявить одаренных и талантливых педагогов, повышения профессионального мастерства педагогов среднего звена, дальнейшее совершенствованию компетентностей, повышение творческой активности и мотивации педагогов, работающих в рамках наставничества.
Не оставили без внимания и формирование педагогом положительного отношения к своей деятельности и к самому себе. В рамках работы с методической службы, нами был предложен вариант внедрить рефлексивные методы, консультации, арт-методики. Опираясь на исследования педагогов, работающих в данной области, мы составили ряд рефлективных вопросов и приемов (Таблица 3 «Рефлективные приемы и вопросы для формирования положительной оценки своей деятельности и самого себя»).
Таблица 3.
Рефлективные приемы и вопросы для формирования положительной оценки своей деятельности
Рефлективные вопросы и приемы Рефлективные приемы для самооценки себя
Вопросы:
- Что я сейчас делаю?
- Для чего я это делаю?
- Могу ли я сделать это другим способом?
- Понял ли я правильно поставленную задачу?
- Что я могу сделать для большего понимания?
Приемы:
Спросить у себя: что от меня хотя, нет ли более простого решения проблемы, могу ли я снять часть ответственности с себя. Поиск обратной связи, который поможет здраво оценить себя.
Выделить специальное время, в которое будет проходить процесс рефлексирования.
Анализировать свои чувства и опыт.
Оставить время (не менее часа) на свое развитие.
Искать альтернативные варианты решения проблемы. Получать удовольствие от получение новых знаний.
Понимать, что возрастающая ответственность при внедрении инноваций, мобилизует.
Организовывая работу методической службы в ДОО очень важно организовать и правильную работу методического кабинета. Методические разработки и литература составлена в соответствие с образовательными областями, это облегчит работу воспитателей. Следует выделить место для периодических изданий журналов педагогической направленности: «Дошкольное образование», «Молодой ученый», «Обруч», «Детский сад» и т. п. Обеспечить постоянный доступ педагогов в методический кабинет, чтобы воспитатели могли воспользоваться дидактическими и методическими материалами и пособиями. Работу нужно организовать так, чтобы в любое время педагог мог получить от методиста консультацию и помощь.
Использование многообразных форм работы, повышает эффективность организации работы методической службы в ДОО. В процессе ее работы у педагогов формируются высокие профессиональные навыки, потребность к самообразованию и самосовершенствованию. Постоянное взаимодействие педагогов и методиста дает положительный результат и оказывает содействие в профессиональном росте педагога. Методисту при выборе средств работы, следует учитывать организацию методического сопровождения (содействие, взаимодействие, поддержка).
Таким образом, реализуя все поставленные нами задачи по организации методической службы позволило организовать более эффективную работу по формированию у педагогического коллектива профессионально-педагогических компетенций, выбрать наиболее удачные формы методического сопровождения при выявлении трудностей и «слепых» пятен в знания педагогов.