Нина Лаевская
Совершенствование навыков речевой практики детей с ТНР в условиях интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование навыков речевой практики детей с ТНР в условиях интеграции образовательных областей
Даже самая тщательная работа логопеда не будет эффективна без взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Мы хотим представить, каким образом нами осуществляется взаимодействие по совершенствованию коммуникативно-речевых навыков у детей с ТНР между логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором по о физкультуре в условиях реализации ФГОС ДО.
Цеель проводимой работы:
Публикация «Совершенствование навыков речевой практики детей с ТНР в условиях интеграции образовательных областей» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Выявить резервы повышения логопедической работы с детьми с ОНР за счет координированного взаимодействия специалистов разного профиля (логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).
Были определены основные направления совершенствования логопедической работы в условиях группы для детей с ТНР :
• тематическая интеграция образовательных областей;
• закрепления правильных речевых навыков в условиях активной речевой практики и естественного речевого общения в образовательной и самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах в различных образовательных областях;
• усовершенствование среды группы, кабинета, ф. и м. залов;
• проведение интегрированных занятий, совместных досуговых мероприятий.
Формы и виды взаимодействия учителя - логопеда, воспитателей и специалистов.
• План взаимодействия на учебный год.
• Тетради взаимодействия.
• Совместный подбор методической литературы, пособий, речевого материала и репертуара.
• Участие учителя-логопедоа в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
• Составление картотеки речевых игр,. Зд сб и т. д.
• Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи.
В содержании коррекционной работы отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных совместных мероприятий специалистов и воспитателей группы. Начинается работа с квалифицированной диагностики с учетом структуры речевого дефекта, а так же психолого-педагогических особенностей каждого ребенка. Данные фиксируются в картах комплексного сопровождения. Воспитатели и специалисты знакомятся с результатами обследования и дополняют карту по своим разделам. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете.
На основе единого портрета группы разрабатываются рабочие программы, осуществляется координация тематических планов в соответствии с образовательным стандартом. Таким образом, воспитатели и специалисты знакомятся с содержанием не только тех разделов программы, по которым они непосредственно проводят занятия, но и тех, которые проводит логопед.
В основе взаимодействия лежит принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Каждый специалист разрабатывает лексическую тему по своему виду деятельности. Но вместе с тем каждый из педагогов всегда использует элементы других образовательных областей. Тем самым не нарушается целостность коррекционно-образовательного процесса.
Тематическая интеграция реализуется нами через различные формы, методы и средства работы с дошкольниками с учётом их речевых и возрастных особенностей. Данный вид интегративной деятельности обеспечил получение детьми целостных представлений по данной теме. При таком совместном подходе каждый из видов детской деятельности не потерял своей специфики и полноценно осваивается детьми в процессе деятельности.
В образовательных областях «Музыка» и «Физическая культура» используются упражнения на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика. Во время художественной деятельности, в паузах, проводим физкультминутки под музыку. Физкультминутки сопровождаются стихотворной речью. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех педагогов ДОУ, тем самым обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника. Каждый специалист, решая свои сугубо специфические задачи, взаимодействует с деятельностью других специалистов.
В целях осуществления продуктивного взаимодействия в ДОУ компенсирующего вида рациональны такие формы деятельности, как комплексные и интегрированные занятия, различные формы вечерней коррекционной работы, музыкально-речевые досуги и т. д. Продуктивное взаимодействие с родителями осуществляется в процессе проведения открытых и совместных мероприятий.
Нами были разработаны и апробированы интегрированные занятия, которые проводятся совместно не только с воспитателями, но и с музыкальным руководителеми и инструктором по физической культуре. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и материала.
Предложенная нами тематическая направленность и организационная вариативность интегрированных занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение к речевым играм и упражнениям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании детей с ТНР. В ходе интегрированных занятий вербальная работа сочетается с продуктивными видами деятельности. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Речь и движение очень тесно связаны, дополняют друг друга. Движение помогает осмыслить слово. Сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Двигательная активность обеспечивает своеобразный отдых ребёнку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние. Интегрированное физкультурное занятие строим по традиционной схеме, но с включением упражнений, закрепляющих и совершенствующих ранее полученные знания и умения по развитию речи. На физкультурных и музыкальных занятиях осуществляется проговаривание действий и называние упражнений. Поощряется речевая активность детей в процессе двигательной деятельности. Физинструктор часто использует сюжетные занятия на основе прочитанных сказок.
Современные государственные требования предусматривают решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Роль воспитвтелй в сопровождении детей с ТНР имеет огромное значение. Логопед помогает правильно спланировать совместную деятельность воспитателей и детей в соответствии с коррекционными задачами на данный момент, а так же рекомендует, как лучше организовать самостоятельную деятельности детей.
Логопед и воспитатели совместно занимались усовершенствование среды группы, кабинета. В логопедическом кабинете, группе, создана естественно стимулирующая среда, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно, проявляет творческую активность. В кабинете и группе выделены зоны, оснащенные большим количеством развивающего материала. В зоне развития коммуникативных навыков дети погружаются в активную речевую среду, используя телефон, телефакс, микрофон. Речевые навыки совершенствуются во время игр с «пальчиковым театром». Игры с «мимическим кубиком» учат детей регулировать свои чувства, переживания Дети имеют возможность играть с песком. В группе создвн речевой уголок, который постоянно пополняется и обновляется.
Взаимосвязь логопеда с воспитателями и специалистами осуществляется в процессе подготовки и проведения совместных мероприятий, взаимопосещение занятий. В подготовке к всем детским праздникам бывают задействованы все педагоги группы. Музыкальный руководитель составляет сценарий, логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его. Физинструктор исполняет разнообразные роли, организует разнообразные соревнования и игры.
Совместная деятельность по реализации проектов также способствовала более конструктивному межперсональному взаимодействию специалистов, воспитателей и родителей. Рациональное использование самостоятельной, индивидуальной и групповой работы в проектной деятельности позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.
Взаимодействие педагогов происходит и в процессе освоения информационно-коммуникативных технологий. Совместно создаются мультимедийные презентации, адаптируются компьютерные игры.
Созданию единого информационного пространства - еще одно из направлений взаимодействия. (стенды, выставки, библиотечка, разработка тематических консультаций, буклетов для родителей). разработка общих рекомендаций для родителей и консультаций с применением пальчиковых гимнастик, различных видов массажа, гимнастики глаз, дыхательных упражнений. Педагоги советуются при разработке памяток и рекомендаций для родителей.
Таким образом, речевые компетенции возможно развивать не только на логопедических занятиях, но и в других видах деятельности, создавая единое речевое пространство.
Интегрированная технология, реализуемая в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволяет на новом, более эффективном, доступном для ребёнка уровне качественно совершенствовать навыки речевой практики.
Правильное распределение задач и обязанностей всех участников педагогического процесса, грамотное планирование совместной деятельности создает предпосылки для успешного преодоления речевых трудностей у детей с ТНР, позволяет реализовать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать к новым условиям школьной жизни. Повышение эффективности коррекционного процесса по всем направлениям логопедической работы подттверждают результаты катамнеза.
Опыт межперсонального взаимодействия логопеда и воспитателей был предстмвлен на районном семинаре для воспитателей.
Интегрированная технология, реализуемая в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволяет на новом, более эффективном, доступном для ребёнка уровне качественно совершенствовать навыки речевой практики.