ОЛЕСЯ СЕРГЕЕВНА ЕЛОВИКОВА
Сотворчество педагога и детей — единое пространство детства
▼ Скачать + Заказать документы
Стаж работы в дошкольном учреждении у меня небольшой; получив юридическое образования, я поняла, что это не мое и уверенно перешла в педагогику. Идя к детям, думала, что, как воспитатель я могу сделать для детей чтобы создать благоприятный климат общения в своей группе. И поняла: детский сад – это не одна культура, это сочетание разных культур. Во-первых, культура обучения (помочь ребенку развиваться духовно и физически, во-вторых, культура заботы (чтобы ребенок был в эмоциональном хорошем состоянии и ему было комфортно, в-третьих – культура сотрудничества – получение удовлетворения от совместной деятельности.
Публикация «Сотворчество педагога и детей — единое пространство детства» размещена в разделах
Один из основных акцентов своей работы делаю именно на культуре сотрудничества и с удовольствием поделюсь своими педагогическими до-стижениями.
Наша группа периодически изменяется до неузнаваемости, превращаясь то в зеркальный зал, то в тропические джунгли с большим количеством крупных напольных растений, то в комнату сказок, где каждый ребенок приходит утром переодетым в свой любимый сказочный персонаж, затем мы все вместе рисуем на стене то, что кому хочется.
А что еще можно придумать, чтобы и мне и моим детям было интересно жить в группе?
Цель моего мастер-класса показать путь к принятию позиции субъектного взаимодействия с детьми, вдохновить педагогов на совместную деятельность, превращая таким образом общение с воспитанниками из рутинной подчас за организованной и излишнее «бумажной» работы в увлекательное сотворчество.
Я познакомлю вас с последовательностью действий, совместной творческой деятельности, в которой для каждого найдется интересная и посильная роль или задание. При этом используя деятельностный метод – т. е. не передачу готовых знаний, а создание таких условий, при которых дети сами с помощью педагога находят способ решения проблемы.
Тема совместной деятельности
Светотворчество «Путешествие в страну Светодоброты»
Необходимые материалы: лампочки, светильники, гирлянды, фона-рики, свечи.
Цель: освоение детьми субъектной позиции и ситуации оказание по-мощи персонажу (звездочке).
Педагогическая задача : развивать воображение и конструктивные способности на основе имеющего опыта детей.
Практическая задача для детей : помочь персонажу найти выход из проблемной ситуации.
Ход совместной деятельности: воспитатель специально организует проблемную ситуацию: дети находят на ковре одиноко лежащую звездочку. Рассматривает ее с детьми, старается вызвать детей на диалог (выключается свет).
– Ребята, как вы думаете, откуда оказалась эта звездочка в нашей группе (дети высказывают свои предположения).
– Ой, она что-то хочет мне сказать… (прикладывает звездочку к уху). Злая колдунья Гаргона подняла сильный ураган, и разрушила сказочную страну «Светодоброту», и эта звездочка оказалась в нашей группе. Как мы можем ей помочь? (Дети высказывают свои предположения). Звездочка очень хочет, чтобы вы помогли ей создать разрушенную сказочную страну «Светодоброту».
Дети выбирают предметы предложенные воспитателем и создают сказочную страну для звездочки, тем самым актуализируют потенциальные творческие возможности, получают опыт самостоятельного разрешения совместного преодоления трудностей.
Этапы совместной деятельности:
- раскрашиваем лампочки в зависимости от настроения – грустного, загадочного, веселого и т. д. ;
- строим дом для светильника;
- придумываем абажуры;
- создаем фонтаны света, тепла, дружелюбия;
- воплощаем искорки желаний;
- играем с фонариками.
Подводится итог деятельности, обсуждение с детьми результата труда.
• Понравилась ли тебе сказочная страна?
• Что тебе больше всего запомнилось? (Дети рассказывают, кто, что делал, что у кого получилось, анализируют полученный результат).
От себя скажу, что дети не сорились, не разрушали то, что создал его товарищ рядом, каждый создавал свой кусочек сказочной страны, некоторые дети даже брали с собой игрушки, чтобы поселить их в этой стране, чтобы звездочке не было так одиноко.
Результат: общее стремление детского сообщества к успеху, вера в осуществимость намеченного, активизация совместной игровой деятельно-сти.
Акватворчество – песочнотворчество
Моделирование совместных игр и сказок в воде или песке
Необходимые материалы: стол для игры с водой, тазики, всевозможные емкости для воды, губки и кусочки поролона, краски, предметы из различных материалов; шампуни, жидкое мыло, песок, фигурки киндер-сюрпризов, различные маленькие игрушки.
Этапы Содержание и методика проведения
1. Введение в игро-вую среду Установка на активное участие, обещание необыкно-венных приключений.
2. Знакомство с иг-рой и ее героями Прослушивание начала сказки, строительство подводного или песочного пространства – того, что требуется по сюжету, заселение его различными персонажами (сказочные герои, животные, буквы, цифры и прочее).
3. Моделирование конфликта Продолжение сказки, в которой происходит нечто, что разрушает им созданный подводный или песочный мир (появляются силы зла, разрушения, драконы, чудовища, ураган и прочее).
4. Выбор помощи Обращение к детям с вопросами : Что будет с жителя-ми страны? Что делать? Как быть? Сможете ли вы помочь? Только вы с такими добрыми сердцами, сможете помочь жителям подводной или песочной страны.
5. Борьба и победа Дети проигрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь они мудреца и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персо-нажа. Далее происходит преобразование подводной или песочной страны. Именно сейчас дети выступают творцами – восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями. Строят так, чтобы в новой стране было всем удобно. Усиливается успешный опыт - детям благодарны все сказочные существа.
6. Утверждение по-беды Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы.
7. Перспектива дальнейших при-ключений Рассказ о последующих играх и приключениях.
Так же я занимаюсь с детьми «Ландшафтотворчеством», «Тканетвор-чеством», «Стихотворчеством», «Фототворчеством», «Линиетворчеством», «Зернотворчеством», «Цветотворчеством», «Природотворчеством», «Ритмотворчеством».
Резюмируя вышесказанное, напомню слова Л. С. Выготского: «Воспитывать – значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети».
Добавлю, что правильная жизнь нашей группы полна радости, при-ключений, больших и маленьких событий, создающих ощущение полноты переживания «сейчас», ярких воспоминаний от «вчера» и радостного ожидания «завтра»!