Светлана Спицына
Сотрудничество семьи и детского сада в сохранении и укреплении семейных ценностей и традиций
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек, не знающий своего
прошлого, не знает ничего»
Старинная мудрость.
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведённых философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей.
Публикация «Сотрудничество семьи и детского сада в сохранении и укреплении семейных ценностей и традиций» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребёнка.
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, родную природу, с уважением относящегося к другим народам, к труженику и результату его труда, к защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства.
Чтобы достичь поставленной цели, организую работу по патриотическому воспитанию. На первом этапе изучила знания родителей и детей о ценностях семьи и традициях, ценностях истории семьи ( для родителей подготовили опрос на тему: «Какие традиции есть в вашей семье?», детям в игровой форме предложили рассмотреть фото и иллюстрации о семье, членах семьи и ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как вы думаете, хорошо иметь много родственников? Почему?
Затем была создана игровая развивающая среда, подобран методический и наглядный материал (иллюстрации, художественная литература о семье, энциклопедии, словари, фото из семейного архива). Составлен план работы.
Применяю различные формы работы с детьми:
• беседы на тему: «Традиции нашей семьи», «Права и обязанности в семье», «Профессии моих родителей».
• дети составляют творческие описательные рассказы: «Моя семья самая хорошая», «Моё любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха».
• заучиваем стихотворения: Е. Благинина «Посидим в тишине»,
М. Садовский «Песня о маме», А. Стариков «Мама и родина очень похожи».,
• играем в сюжетно-ролевые игры «Моя семья»; «Семейный праздник», «Семейный пикник», «В деревне у бабушки», «С дедушкой на рыбалке», «Повар», «Дом», «В гостях»
• дидактические игры «Чем можно порадовать маму», «Передай свое тепло, стоящему рядом», «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
• театрализованные игры: «Фея», «Теремок», «Колобок», «Красная шапочка»
• строительные игры «Дом для друзей»
• оформление выставки на тему: «Во что играли наши бабушки».
Совместно с родителями составили иллюстрированную картотеку «Пословицы и поговорки о семье». Провели презентация для родителей «Как нарисовать генеалогическое дерево с ребенком», дети затем демонстрировали макет дерева и рассказывали о своей семье, родственных связях.
Патриотическое воспитание предполагает ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы. Родители читают и обсуждают с детьми рассказы, сказки, легенды, разучивают стихи на патриотические темы. Предлагаю задания родителям и детям прочитать совместно и обсудить: познавательные передачи, словари, энциклопедии, книги «Семья. Семейные традиции», «Семья глазами ребенка» и др.
Также с детьми проводим праздники и развлечения: календарные, обрядовые, дни именин. Такие праздники: «День Земли», «чыл пазы», Новый год, 23 февраля, 8 марта, Рождество Христово, Светлая Пасха, Широкая Масленица.
Организую разнообразные формы работы с родителями: беседы, консультации, выставки, папки – передвижки «Возрождение семейных традиций», круглый стол «Семейные ценности и традиции», семейная гостиная «Семейные реликвии», родители принимают участие в праздниках, в обсуждениях вопросов.
Чтобы закрепить, систематизировать знания детей, расширять у них интерес к жизни людей других национальностей, интерес к жизни коренных жителей Хакасии приобщаю детей к народному творчеству: знакомлю детей с народными традициями, обычаями, с творчеством хакасских писателей, художников, с государственной символикой республики Хакасия.
К сожалению, сегодня все чаще можно услышать мнение, что соблюдение семейных традиций – пережиток прошлого, который себя исчерпал, подобно институту брака. Ускоренный ритм и образ нашей жизни зачастую почти не оставляют места даже ежевечерним семейным ужинам. Современные дети чувствуют себя помехой для «вечно занятых», а потом и «вечно уставших» родителей. И наша обязанность как воспитателей заключается в том, что необходимо доносить родителям знания о роли семейных традиций в воспитании детей.
Список литературы
1. Семейный и родительский клубы в детском саду // Методические рекомендации. Под ред. Н. В. Микляевой. 2012г.
2. Партнерство дошкольной организации и семьи // Методическое пособие. Под редакцией С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. 2016г.
3. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной // Пособие для педагогов и родителей. Е. К. Ривина 2008г.