МААМ-картинки

Сотрудничество семьи и детского сада в сохранении и укреплении семейных ценностей и традиций

Светлана Спицына
Сотрудничество семьи и детского сада в сохранении и укреплении семейных ценностей и традиций

«Человек, не знающий своего

прошлого, не знает ничего»

Старинная мудрость.

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведённых философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей.

В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребёнка.

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, родную природу, с уважением относящегося к другим народам, к труженику и результату его труда, к защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства.

Чтобы достичь поставленной цели, организую работу по патриотическому воспитанию. На первом этапе изучила знания родителей и детей о ценностях семьи и традициях, ценностях истории семьи (для родителей подготовили опрос на тему: «Какие традиции есть в вашей семье?», детям в игровой форме предложили рассмотреть фото и иллюстрации о семье, членах семьи и ответить на вопросы.

- Самые родные для ребенка люди?

- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?

- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?

- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?

- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер?

- Кем вы приходитесь бабушке?

- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?

- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?

- Как можно назвать одним словом этих людей?

- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?

- Что такое семья?

- Как вы думаете, хорошо иметь много родственников? Почему?

Затем была создана игровая развивающая среда, подобран методический и наглядный материал (иллюстрации, художественная литература о семье, энциклопедии, словари, фото из семейного архива). Составлен план работы.

Применяю различные формы работы с детьми:

• беседы на тему: «Традиции нашей семьи», «Права и обязанности в семье», «Профессии моих родителей».

• дети составляют творческие описательные рассказы: «Моя семья самая хорошая», «Моё любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха».

• заучиваем стихотворения: Е. Благинина «Посидим в тишине»,

М. Садовский «Песня о маме», А. Стариков «Мама и родина очень похожи».,

• играем в сюжетно-ролевые игры «Моя семья»; «Семейный праздник», «Семейный пикник», «В деревне у бабушки», «С дедушкой на рыбалке», «Повар», «Дом», «В гостях»

• дидактические игры «Чем можно порадовать маму», «Передай свое тепло, стоящему рядом», «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

• театрализованные игры: «Фея», «Теремок», «Колобок», «Красная шапочка»

• строительные игры «Дом для друзей»

• оформление выставки на тему: «Во что играли наши бабушки».

Совместно с родителями составили иллюстрированную картотеку «Пословицы и поговорки о семье». Провели презентация для родителей «Как нарисовать генеалогическое дерево с ребенком», дети затем демонстрировали макет дерева и рассказывали о своей семье, родственных связях.

Патриотическое воспитание предполагает ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы. Родители читают и обсуждают с детьми рассказы, сказки, легенды, разучивают стихи на патриотические темы. Предлагаю задания родителям и детям прочитать совместно и обсудить: познавательные передачи, словари, энциклопедии, книги «Семья. Семейные традиции», «Семья глазами ребенка» и др.

Также с детьми проводим праздники и развлечения: календарные, обрядовые, дни именин. Такие праздники: «День Земли», «чыл пазы», Новый год, 23 февраля, 8 марта, Рождество Христово, Светлая Пасха, Широкая Масленица.

Организую разнообразные формы работы с родителями: беседы, консультации, выставки, папки – передвижки «Возрождение семейных традиций», круглый стол «Семейные ценности и традиции», семейная гостиная «Семейные реликвии», родители принимают участие в праздниках, в обсуждениях вопросов.

Чтобы закрепить, систематизировать знания детей, расширять у них интерес к жизни людей других национальностей, интерес к жизни коренных жителей Хакасии приобщаю детей к народному творчеству: знакомлю детей с народными традициями, обычаями, с творчеством хакасских писателей, художников, с государственной символикой республики Хакасия.

К сожалению, сегодня все чаще можно услышать мнение, что соблюдение семейных традиций – пережиток прошлого, который себя исчерпал, подобно институту брака. Ускоренный ритм и образ нашей жизни зачастую почти не оставляют места даже ежевечерним семейным ужинам. Современные дети чувствуют себя помехой для «вечно занятых», а потом и «вечно уставших» родителей. И наша обязанность как воспитателей заключается в том, что необходимо доносить родителям знания о роли семейных традиций в воспитании детей.

Список литературы

1. Семейный и родительский клубы в детском саду // Методические рекомендации. Под ред. Н. В. Микляевой. 2012г.

2. Партнерство дошкольной организации и семьи // Методическое пособие. Под редакцией С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. 2016г.

3. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной // Пособие для педагогов и родителей. Е. К. Ривина 2008г.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сотрудничество детского сада и библиотеки»Фотоотчет «Сотрудничество детского сада и библиотеки» Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество семьи и детского сада в сохранении и укреплении семейных ценностей и традиций
Опубликовано: 13 октября 2024 в 09:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сотрудничество семьи и детского сада в сохранении и укреплении семейных ценностей и традиций» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Спицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД