Надежда Перетрухина
Сотрудничество с семьёй в вопросах оздоровления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Перетрухина Надежда Алексеевна МКДОУ Д/С №83 г. Россошь
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подрожания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».
Публикация «Сотрудничество с семьёй в вопросах оздоровления дошкольников» размещена в разделах
Проблема подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества. Статистика свидетельствует, что показатели здоровья детей ухудшаются. Известно, что дошкольный возраст является рещающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Одним из важных направлений работы ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, однако, решение данной проблемы невозможно без тесного сотрудничества с семьёй.
В статье №18 РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интелектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте.» Но именно педагоги-дошкольники должны взять на себя ведущую роль в повышении уровня педагогической культуры в вопросах здоровьесбережения.
Для этого необходимо решить следующие задачи: привлечь внимание и мотивацию родителей к ведению и пропаганде здорового образа жизни, приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение новых форм работы по оздоровлению детей, формировать информационные потоки и обратную связь между ДОУ и семьёй.
Ожидаемые результаты: повышение педагогической культуры родителей,снижение заболеваемости, организация и разработка наиболее эффективных форм работы по оздоровлению детей.
В своей группе мы работаем над реализацией проекта «Здоровый ребёнок-здоровое общество», в котором мы выделили четыре приоритетных направления: гигиеническое воспитание дошкольников, лечебно-профилактическое, обеспечение психологической безопасности личности ребёнка, физкультурно-оздоровительная направленность Н. О. Д. в ДОУ, семье.
Каждое из направлений я хотела бы осветить подробнее.
Гигиеническое воспитание. Здесь мы приучаем детей мыть руки перед едой, после пользования туалетом, если испачкался, полоскать рот после еды. Проводим различные беседы на тему здоровья. Для родителей мы предлагаем консультации: «Забота о здоровье ребёнка», «Витамины», «Режим дошкольника». С целью совершенствования работы по укреплению здоровья детей провели анкетирование среди родителей. Проанализировав работу, убедились, что традиционные формы теряют свою эффективность. Так появилась идея создания информационно-методической базы по пропаганде здорового образа жизни: выпустили газету «Будем здоровы», фотостенд «Физическое воспитание – это здоровье и радость». Родители знакомились с информацией, делелись между собой впечатлениями от прочитанного, проявляли при этом большую заинтересованность.
Лечебно-профилактическое направление. Приём сока ежедневно, витамины, хождение по массажным дорожкам, гимнастика после сна, упражнения на релаксацию для снятия напряжения, точечный массаж, самомассаж, а также обязательное проветривание помещений. Для родителей провели семинар-практикум «Наше здоровье – в наших руках», где предложили оздоровительные мероприятия в условиях семьи (массаж биологически активных зон А. А. Уманской, «гимнастика маленьких волшебников», пальчиковая гимнастика, психогимнастика, закаливание, релаксация, фитотерапия. Родители получили знания по профилактике простудных заболеваний, научились проводить закаливание детей в домашних условиях, освобождаться от стрессов, перенапряжения, а также рекомендации по проведению массажа в условиях семьи.
Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка. Игровые упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, использование музыки в повседневной свободной и самостоятельной деятельности. Родители подготовили и провели для детей досуг «В музыкальной гостинной». Слушали классическую музыку с подборкой слайдов, родители читали стихи, совместное чаепитие под приятную музыку, еще больше сблизило и расположило детей и родителей друг к другу.
Физкультурно-оздоровительная направленность Н. О. Д. в ДОУ, семье. Это различные утренние гимнастики, дыхательные, пальчиковые, бодрящие, гимнастика для глаз, подвижные игры, физминутки и динамические паузы. Походы в лес, на луг. Родители приняли активное участие в игре «Зарница», которая проходила в сосновом бору, а потом вместе пили травяной чай и обсуждали наиболее интересные моменты игры.
В каждой семье своё представление о здоровом образе жизни и оздоровлении детей. И более удачно развивается та семья, в которой в начале семейных отношений вырабатывается единая семейная концепция на основе представлений отца и матери о здоровье, а затем появляются свои семейные традиции, характерные только для этой семьи. Заинтересованные встречи дают возможность своевременно проанализировать вопросы укрепления здоровья детей, родителям укрепиться в успешных позициях, пересмотреть ошибочные принципы, найти новые варианты оздоровления. Мы надеемся, что такие партнёрские отношения меджду педагогами и родителями позволят наиболее успешно пропагандировать здоровый образ жизни.