Галина Хощенко
Сотрудничество педагога-психолога и инструктора по физическому воспитанию в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, с обновлением всего дошкольного образования активно меняется содержание работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья. В дошкольных учреждениях необходимым условием эффективного психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие.
Развитие всех видов моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления всех видов детской деятельности, является предпосылкой интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания и развития ребёнка.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Ещё П. Ф. Лесгафт, основоположник системы физического воспитания, научно обосновал связь между физическим, умственным и нравственным воспитанием. Эффективно решают эту задачу новые формы физического развития — интегрированные занятия. Под интеграцией понимается создание благоприятных условий для развития и саморазвития ребёнка, выбор в соответствии с возможностями и потребностями ребёнка типа занятий, форма его проведения, методов и приёмов.
В нашем детском саду применяется особый подход в работе с детьми, имеющими особенности в развитии, занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений с дозировкой физической нагрузки.
Все дети получают нагрузку, адекватную их состоянию здоровья, от занятий не освобождается ни один ребенок. Занятия не наносят здоровью ребёнка вред, носят индивидуальный и лечебный характер.
Не ребенок подгоняется под существующие
в образовательном учреждении условия и нормы,
а, наоборот, вся система образования подстраивается
под потребности и возможности конкретного ребенка.
Анна Схемова
Для удовлетворения всех двигательных потребностей детей необходимо достаточное количество оборудования. И оно постоянно пополняется. Поддерживает у детей интерес и желание заниматься яркий и красивый инвентарь, массажёры из экологически чистых материалов, мягкие и тёплые на ощупь маты, коврики, успокаивают нервную систему детей, мячи, обручи, кегли полностью удовлетворяют двигательную деятельность
детей.
Задачи, которые стоят перед нашим дошкольным учреждением, не просто дать физическое развитие и воспитание детям с ограниченными возможностями здоровья, но и решить ряд задач, которые помогут воспитать в каждом ребенке полноценную личность, от которых зависит их дальнейшая жизнь.
Педагоги имея в своём распоряжении ресурсы, комплекс занятий и видя эффективность физических упражнений в общем развитии детей, стали включать в свои занятия элементы спортивных игр для более полного эффективного усвоения учебного материала.
Совместная работа педагога-психолога и инструктора по физическому воспитанию с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится по принципу сотрудничества, т. е. передать каждому ребёнку определённые знания, умения и навыки, чтобы ребёнок захотел их взять, сделать своими, «присвоить». Только при наличии подлинного сотрудничества взрослого с ребёнком можно научить его овладевать способами усвоения общественного опыта.
Наряду с этим, занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию у них перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения внимания воспитанников на разнообразные виды детской деятельности.
Интеграция в обучении детей с различными отклонениями в развитии является средством, обеспечивающим специальную адаптацию таких детей в дальнейшем.
Самым действенным средством совершенствования двигательной сферы и развития всех органов и систем ребёнка является целенаправленная работа по физическому воспитанию детей, которая строится на комплексной основе.
Комплексные занятия позволяют решать целый ряд других задач:
- снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение;
- укреплять костно-связочный аппарат, мышечную систему, формировать правильную осанку;
- развивать моторику, отрабатывать согласованные действия, межполушарных взаимодействий;
- ориентироваться в пространстве;
- закреплять представления детей об окружающем мире;
- тренировать коммуникативные способности;
- обогащать словарный запас ребёнка;
- классифицировать предметы по форме, цвету, величине, материалу, весу и др.
Практика показала, что на совместных занятиях педагога психолога и инструктора по физическому воспитанию при правильной организации, можно реализовать целый комплекс задач, не лишая детей двигательной нагрузки.
Занятие состоит из нескольких частей, в ее водной части организм детей, настраивается к основным нагрузкам, у детей снимается психоэмоциональное напряжение, лучше всего проводить все упражнения в игровой форме, например, имитируя явления природы (осенние листья, гром, дождь, солнышко, глубокий снег и др., животных (заяц, собачка, кошка, лошадка, волк, медведь, и др., транспорт (поезд, самолёт, машина др.). Игровые задания сопровождаются текстами, песенками и звуками, что придаёт движениям детей ритмичность, динамичность, развивается речь, дыхание становится более глубоким, снижается мышечное напряжение, увеличивается кровоток в организме.
В основной части занятия на все группы мышц возрастает, амплитуда движений увеличивается. Детям предлагаются игровые ситуации: «Идем в гости» - ходьба по дорожкам разной конфигурации, «По лесным дорожкам» - ходьба с преодолением препятствий, «Зайкина избушка» - прыжки в обруч, и др.
На занятиях дух соревнования, необходимо поддерживать у детей старшего возраста, причём не только друг с другом, но и с самим собой (сопоставление предыдущих результатов ребенка, например, сколько раз попал по мишени, или попал со скольких шагов, то в другой раз постарается лучше). В подвижных играх эмоциональные и физические нагрузки возрастают, что способствует более полному освоению двигательных навыков и реализации других поставленных задач.
Все занятия, и фронтальные и индивидуальные, носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка. Во время работы с детьми имеющими особенности в развитии происходит адаптирование сложных упражнений на более легкие, исключаются некоторые виды упражнений по медицинским показаниям, при выполнении упражнений ведется наблюдение за состоянием ребенка педагогом-психологом, физинструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы. Таким детям необходима релаксация во время занятия, а так же дополнительное время на выполнение заданий. В результативности выполняемых занятий большую роль играет похвала, она является мотивацией на улучшение результатов.
В процессе игры возникают отношения сотрудничества и взаимопонимания между детьми, а также между детьми и взрослыми.
Игра помогает ребёнку преодолеть застенчивость и робость. Дети, которых трудно заставить выполнить какое-либо движение на глазах у всех, в игре же, подражая действиям своих товарищей, естественно и непринуждённо выполняют роль и самые различные движения.
В дальнейшем игры усложняются подбором движений интеллектуальными задачами:
1. «Найди свой домик» - (бег врассыпную, соотнесение предметов по цвету);
2. «Автомобили» или «Светофор» - (бег врассыпную, закрепление правил дорожного движения);
3. «Съедобное – несъедобное» - (ловля мяча; дифференциация предметов по игровому заданию) и т. д.
В работе с детьми, имеющими особенности в развитии, мы не всегда получаем ожидаемую положительную динамику, но совместная, кропотливая, каждодневная, системная коррекционно – восстановительная работа помогает добиваться существенных результатов уже на ранних этапах обучения.
И только совместными усилиями мы можем помочь детям с разным уровнем интеллектуального и физического развития успешно повысить уровень самооценки, расширить двигательные возможности, улучшить возможности познавательной сферы и работоспособности, адаптироваться в обществе.
Литература:
1. Скворцов И. А., Ермоленко Н. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. М., 2003 год.
2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением
интеллекта» - Дефектология № 6, 1999 год.
3. Петрова Л. С., Фомина А. Н., Зарин А. П. «Медико-педагогическая поддержкафизического развития и укрепления здоровья ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в детском саду» - Дефектология № 5, 2003 год.
4. «ВЛАДОС», 20 «Лечебная педагогика» - М. «ВЛАДОС», 1997 год.
5. Шишкина В. А., Мащенко М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Двигательное развитие детей дошкольного возраста / Методическое пособие - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007 год.
6. Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. Двигательное развитие детей дошкольного возраста // Пралеска № 12, 2008 год.