Анна Михайловна
Сотрудничество детского сада и библиотеки
▼ Скачать + Заказать документы
Современная дошкольная образовательная организация является открытой социальной системой, осуществляет взаимодействие со средой. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства. Взаимодействие ДОО с социальными институтами является одним из факторов расширения познавательного интереса дошкольников.
В течение шести с половиной лет, что существует Уфимский детский сад «Радуга», сложилась определенная система организации совместной деятельности с сельской библиотекой. Цель: создание благоприятных условий для образования и воспитания, развития широкого кругозора у дошкольников, воспитание у них читательского интереса к литературным произведениям различных по жанру и ценностного отношения к художественной литературе как виду искусства.
Публикация «Сотрудничество детского сада и библиотеки» размещена в разделах
Ежегодно заключается договор о сотрудничестве, составляется подробный план совместной работы, включающий в себя сроки, формы и тематику занятий с детьми. В течение года проводятся как традиционные, ежегодно повторяющиеся мероприятия (акции «Книжка на ладошке», «Читаем книги о войне», «Библионочь» и др., так и встречи, посвященные юбилеям детских писателей, затрагиваются проблемы года, посвященного определенной тематике, организуются выставки детских работ, викторины, летние праздники.
По окончании каждого учебного года подводятся итоги работы. Основными задачами, которые поставили педагоги детского сада и сотрудники библиотеки, стали следующие:
- расширение знаний у детей о культуре, истории родного края, родного языка, родного государства и его самобытности;
- воспитание любви к чтению.
В ходе составления системы совместной деятельности выделяем такие формы работы, как:
1. Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми, воспитателями и родителями.
2. Проведение бесед, викторин с детьми по прочитанным книгам сотрудниками библиотеки.
3. Организация выставок, конкурсов детских рисунков, поделок.
4. Проведение литературных гостиных, театрализованных праздников по мотивам художественных произведений.
5. Экскурсии в сельскую библиотеку.
В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они могут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Одной из важных сфер познания для ребенка является книга.
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Гаджеты, дающие готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующие на людей, ослабили интерес к книге. Плоды этого мы пожинаем уже сегодня: низкий уровень развития речи, узкий словарный запас, слабое восприятие, воображение, отсутствие коммуникативных навыков. Как помочь дошкольникам полюбить книгу и повысить познавательный интерес к самому процессу чтения? Над этой проблемой работает весь педагогический коллектив нашего детского сада.
Свою работу мы начали с анкетирования среди родителей, в результате которого выяснилось:
– Родители довольно редко читают детям книги.
- Достаточно малое жанровое разнообразие читаемых родителями детям книг (преимущественно сказки).
Перед педагогами стала проблема необходимости работы с родителями. Была разработана система такой работы, включающая консультирование, привлечение родителей к совместным развлечениям по мотивам художественных произведений, выставок и конкурсов чтецов, рисунков и поделок.
Приобщение ребенка к литературе, воспитание будущего читателя должно реализовываться на специально организованных занятиях, совместной деятельности педагогов, библиотекарей и родителей.
В результате совместной работы ДОО с библиотекой удалось расширить кругозор детей, решить многие образовательные задачи, повысить познавательный интерес детей к изучению истории своей страны, родного края, родной природы.
При определении тематики занятий педагоги совместно с сотрудниками библиотеки учитывают принцип индивидуального подхода к отбору содержания в работе с детьми и интересы детей конкретной возрастной группы.
В 2019 году наиболее яркой, объединившей одним общим интересом и детей и их семьи, стала встреча в библиотеке «Библионочь 2019», посвященная году театра. Наши дети смогли удивить всех собравшихся на мероприятии жителей поселка своими инсценировками сказок «Волк и семеро козлят», «Серебряное копытце».
В 2020 году, когда по причине самоизоляции большинство мероприятий вынужденно переводились в дистанционный режим, была проведена большая работа, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В рамках ежегодной акции «Библионочь» был организован виртуальный флешмоб «Без права на забвение», где дети рассказывали выученные стихи о войне и победе, нарисовали рисунки. Активно присоединились к данному мероприятию и сотрудники детского сада, тоже читали наизусть стихи, в том числе и собственного сочинения, представили видео исполненных коллективом детского сада песен и танцев военных лет.
Тем самым в трудный момент дефицита общения совместные с библиотекой мероприятия давали отличную альтернативу личного общения, объединяли нас.
Кроме того, в течение 2020 года, наши дети участвовали в организованном Ачитской Централизованной библиотечной системой конкурсе рисунков «Сказки народов Урала» (стали обладателями дипломов 1, 2 и 3 степени, в выставке «Рисуем сказки Пушкина», участвовали во флешмобе «День славянской письменности и культуры» (дети представили творческие работы – выполненные в различных техниках буквы русского алфавита).
В 2021 году большинство мероприятий уже были проведены в очном формате. Дети и семьи дошкольников приняли участие в конкурсе «Чудесный мир Евгения Чарушина», посвященном юбилею детского писателя-натуралиста.
Много впечатлений оставила встреча под девизом «Читай, найди свой путь к науке», где сотрудницы библиотеки познакомили ребят с энциклопедической литературой, ответили с помощью этих умных книг на несколько детских вопросов (зачем кошкам нужны усы, почему желтые листья опадают) и пригласили в мини-лабораторию, в которой совместно с детьми были проведены несколько необычных опытов.
В рамках весенней недели добра воспитанники детского сада изготовили множество разнообразных, ярких, красивых закладок – их предлагали библиотекари пожилым людям и школьникам, приходящим в библиотеку, ведь закладки помогают сохранить книги.
Надолго запомнилась библионочь, посвященная первому полету человека в космос, дети приняли активное участие в организованной библиотекой выставке-конкурсе «Космические фантазии». Очень много положительных отзывов мы получили от сотрудниц библиотеки после развлечения, посвященного творчеству А. Л. Барто, ребята эмоционально инсценировали несколько произведений Агнии Львовны, с выражением рассказали наизусть любимые всей ребятнёй стихи, поиграли с игрушками.
Благодаря проводимой работе значительно вырос у детей старшего возраста уровень речевого развития, коммуникативных навыков, повысился познавательный интерес к книге.
Многие дети уже по иллюстрации или отрывку могут назвать произведения и автора. Просят почитать другие книги понравившегося автора. Для многих родителей тоже дошел смысл и значение этой работы, они сумели понять, что книга – это не прошлое, а настоящее.
Родители выпускников заметили изменение познавательного интереса детей после цикла занятий, проведенных в сотрудничестве с сельской библиотекой. Все дети имеют представление о том, где находятся книги и как правильно их нужно выбирать, некоторые семьи стали регулярными читателями библиотеки. Этот факт указывает и на социальную значимость поставленной проблемы.
Сетевое взаимодействие с библиотекой помогает не только привить любовь к книге, посещению библиотеки, но и вырабатывает постоянную потребность быть в мире новых событий окружающего мира всей семьей, закладывает нравственное воспитание и любовь к родине, родному посёлку, уважению старших, истории.
Список литературы:
1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М. : Просвещение, 1992.
2. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. №6.
3. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» - М. : -2010.