Олеся Алмаева
Состояние звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Состояние звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В отечественной логопедической литературе большое внимание уделяется проблеме изучения нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
Слог является минимальной произносительной единицей устной речи. А. А. Леонтьев определяет слог как минимальный сегмент потока речи, который может быть произнесен в изолированной позиции [1]. А. К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности [4].
Публикация «Состояние звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
В работах ученых А. К. Марковой, Р. Е. Левиной, Т. А. Титовой и др.
отмечается, что нарушения формирования звукослоговой структуры
слова влекут за собой нарушения формирования устной речи в целом:
нарушения звукослоговой структуры слова препятствуют нормальному
овладению правильной артикуляцией и звукопроизношением отдельных
звуков, накоплению словаря, нормальному формированию
грамматического строя речи, что в дальнейшем приводит к нарушениям
письменной речи. Ориентировка ребенка в звуковой системе родного
языка влияет на овладение грамматическим строем речи. Развивая и
улучшая звуковую ориентировку (в частности, воспроизведение
слоговой структуры слов, создается основа для усвоения детьми
разнообразных грамматических форм и конструкций [2].
По данным мировой статистики, число речевых расстройств
растет, в связи с чем актуальность проблемы изучения нарушений
звукослоговой структуры слова и методов их коррекции носит
глобальный характер. Наряду с общим ухудшением статистики речевых
нарушений, важной проблемой, представленной к рассмотрению,
является нарушение коммуникативной функции речи детей с речевой
патологией. Нарушения звукослоговой структуры слова в дошкольном
возрасте влияют на речевую активность детей : дошкольники специально
избегают употребления в спонтанной речи наиболее
труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой
дефект от окружающих.
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. К. Маркова и др. отмечают, что
нарушения звукослоговой структуры – это стойкие проявления,
свидетельствующие о наличии такой речевой патологии, как общее
недоразвитие речи [4, 7]. Т. А. Ткаченко также утверждает, что наличие
искажений слоговой структуры слова является одним из ключевых
симптомов общего недоразвития речи у ребенка [6].
Изучение формирования звукослоговой структуры слова требует
знания нормального онтогенеза речевого развития. В силу незрелости
звукопроизносительных навыков у детей в раннем возрасте встречаются
такие искажения звукослоговой структуры слова, как: метатезис
(перестановки, пропуски или добавления слогов, упрощения кластеров
и др. Эти искажения являются физиологически обусловленными. В
случае наличия речевой патологии возрастные нарушения слоговой
структуры не исчезают сами из детской речи, а становится еще более
выраженными и стойкими. Отсутствие должного внимания и
недостаточность коррекционных мероприятий по своевременному
устранению нарушений звукослоговой структуры слова в дошкольном
возрасте приводит к значительным трудностям коррекции этих
нарушений в школе. Эффективность логопедического воздействия
зависит, прежде всего, от своевременного его начала.
Также, по мнению Т. А. Титовой, нарушения звукослоговой
структуры у детей с общим недоразвитием речи слова носят
продолжительный характер и встречаются всякий раз, когда ребенок
сталкивается с новой, сложной для него звукослоговой и
морфологической структурой слова [5].
К нарушениям звукослоговой структуры слова у дошкольников с
общим недоразвитием речи Т. А. Титова относит:
пропуски звуков и слогов (элизия, например, «лимон» -
«мон»;
перестановки звуков и слогов, или метатеза, например,
«табуретка» - «батуретка»;
полное или частичное уподобление звуков и слогов, или
явление дистантной ассимиляции, которая может носить как
прогрессивный, так и регрессивный характер, например, «мамароны» -
«макароны»;
добавление звуков и слогов, например, «медведьведь» -
«медведь»;
контаминации (смешения, например, «я поломою» - «я мою
пол»;
замена одних звуков другими, например, «тулять» - «гулять»;
упрощение стечения согласных в слове, например, «тол» -
«стол»;
искажения структуры слов до неузнаваемости : «болитка» -
«коробочка»;
преждевременное произнесение последующего звука в слове
(антиципация, наиболее часто встречающаяся ошибка - искажение
стечения согласных, например, «чени» - «черный» [5].
Соотношение указанных ошибок в звукослоговой структуре у детей
неоднородно: некоторые ошибки встречаются редко, а некоторые
наоборот – чаще. Так, наиболее часто встречаются в устной речи детей
с ОНР такие искажения звукослоговой структуры слова, как пропуски
звуков и слогов, упрощение стечения согласных.
Характеризуя уровни речевого развития, Р. Е. Левина отметила, что
по типу нарушений слоговой структуры слова можно диагностировать
уровень речевого развития [3]. Выделяются такие особенности
воспроизведения слоговой структуры слова у детей с общим
недоразвитием речи:
I уровень– ограниченная способность воспроизведения слоговой
структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно- и
двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция
к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов (кубики –
«ку»).
II уровень– дети могут воспроизводить контур слов любой
слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным.
Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и
двусложных слов со стечением согласных в слове. Здесь часто
наблюдается выпадение одного из рядом стоящих согласных, а иногда и
нескольких звуков (звезда – «визьга»). В ряде случаев происходит
укорачивание многосложных структур (милиционер – «аней»).
III уровень– полная слоговая структура слов, в качестве
остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса –
«кобалса»). Нарушение слоговой структуры слова встречается
значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых и
сложных слов.
Т. Б. Филичева, характеризуя нарушения звукослоговой структуры у
детей IV уровня речевого развития, отмечает, что такие дети производят
на первый взгляд вполне благополучное впечатление. Однако, понимая
значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонетический
образ. Затруднения возникают при воспроизведении новых слов,
сложных по звукослоговой структуре [7].
Таким образом, искажения звукослоговой структуры не только
входят в структуру речевого дефекта при ОНР, но возможности
воспроизведения слов различной слоговой структуры позволяют
определить уровень речевого развития ребенка, что позволяет более
дифференцированно строить логопедическую работу по коррекции
данного речевого нарушения.
В настоящее время в теоретической и практической литературе по
дошкольной логопедии достаточно подробно разработаны методы и
приемы коррекции недостатков звукослоговой структуры слова у детей с
ОНР (Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Е. Ф. Соботович, З. Е. Агранович, Т. А.
Ткаченко и др.). Поскольку стойкое искажение звукослоговой структуры
слова у детей старшего дошкольного возраста объясняется
недоразвитием фонематического слуха, преодоление этого нарушения
достигается путем целенаправленной логопедической работы по
коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия.
Так, А. К. Маркова выделяет 2 направления работы по
целенаправленному формированию слоговой структуры слова,
осуществляющихся параллельно друг другу:
1) обучение правильному произношению слов путем их
многократного проговаривания и заучивания на материале нормативно
произносимых ребенком звуков. Данная работа должна быть тесно
связана с активизацией речи ребенка, наполнением его словарного
запаса;
2) усвоение структуры слогов и слов на этапе автоматизации
недавно введенных в речь звуков [4].
По мнению Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, логопедическая работа
по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова должна
включать формирование произносительных навыков, развитие
фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Коррекционное обучение предусматривает также формирование
определенного круга знаний об окружающем и расширение объема
словаря [7].
Однако, в последних работах, посвящённых данной проблеме,
указывается на значимость в формировании слоговой структуры слова
неречевых процессов (Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина; Т. А. Титова).
Так, исследования слоговой структуры слова у детей с
недоразвитием речи, проведенные Г. В. Бабиной, Н. Ю. Сафонкиной,
доказывают, что такие неречевые процессы, как оптико-
пространственная ориентация, динамическая и ритмическая
организация движений и действий, способность к серийно-
последовательной обработке информации являются базовыми
предпосылками усвоения слоговой структуры слова [1].
Поэтому, в логопедическую работу необходимо включать не только
собственно коррекцию нарушений звукослоговой структуры слова, но и
формирование неречевых процессов, обеспечивающих
воспроизведение слов различной слоговой структуры.
Таким образом, речь детей с общим недоразвитием речи
изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении
звукослоговой структуры слова, которые отмечаются не только в
самостоятельной речи детей, но и даже в отраженной речи. Данный
недостаток обусловлен несформированностью речевых и неречевых
предпосылок становления звукослоговой структуры слова таких как,
слуховое восприятие и фонематическое восприятие, способность к
динамической организации движений, способность восприятия и
воспроизведения ритма и т. д. Поэтому ведущее место в системе
логопедической работы необходимо отводить не только коррекции
недостатков звуковой стороны речи и развитию фонематического
восприятия, но и формированию неречевых предпосылок, являющихся
базовыми для формирования слоговой структуры слова.
Список литературы
1. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова :
обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-
методическое пособие. – М. : Книголюб, 2005.
2. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического
строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург: Союз, 2006.
3. Левина Р. Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей /Р.
Е. Левина // Специальная школа. - Москва, 2004. - Вып. 4.
4. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым
структурированием детьми с ОНР // Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.,
1963.
5. Титова Т. А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их
коррекция у детей с речевой патологией. -Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ
им. А. И. Герцена, 2003.
6. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры
слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. Пособие
для логопедов, воспитателей и родителей. - М., 2002.
7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего
недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое
пособие. - М. : Айсрис-пресс, 2008.