Любовь Николаевна Пащенко
Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности.
В дошкольном возрасте именно родители лучше всего могут помочь детям реализовать свои потенциальные возможности. А способности есть практически у всех детей. Уровень этих способностей, безусловно, зависит от природных задатков, но не менее важно, чтобы родители вовремя заметили их и развили до уровня одаренности.
И поэтому наша общая цель - вовремя заметить способности ребёнка и создать все условия для их развития.
Публикация «Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности» размещена в разделах
Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в детском саду, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т. д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей.
Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.
Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т. е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания) и внимание родителей направлено только на этого ребенка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания.
Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков.
Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.
Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым, удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант». Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим «выдающиеся способности» сына или дочери, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т. п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка.
Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.
Основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.
Большое значение для поддержания и сохранения детской одаренности имеет стиль детско-родительских отношений.
Поддержка взрослых, прежде всего родителей, ведет к закреплению тех или иных форм поведения и отвержению других, не одобряемых ими. Одаренный ребенок дошкольного возраста особенно чутко воспринимает это, поэтому реакция родителей будет определять, развиваться ли его способностям или нет, станет ли он двигаться вперед или попытается «спрятать» свою неординарность, стать как все.
Можно выделить несколько типов отношений родителей к одаренности: отрицательное, игнорирующее, положительное и гиперсоциализация.
Часть родителей не желают признавать неординарность, талантливость своего ребенка или даже отрицательно относятся к ней, причиной этого является недоверие к «умникам», скептическое отношение к тем, кто выше среднего уровня.
Другие родители игнорируют раннее проявление исключительности у детей и избегают вслух обсуждать их особые способности. Такое отношение может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка.
Гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Факторы, способствующие развитию детей с предпосылками одаренности в семьях воспитанников.
1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
Включение семьи в систему работы детского сада с одаренными детьми
-Организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников;
-привлечение родителей к участию в воспитательно- образовательном процессе;
-повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей;
-осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в детском саду и семье;
-дифференциация работы с родителями.
Задача образовательного учреждения – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.
В части взаимодействия с родителями, сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности, осуществляется в основном по таким направлениям как:
1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2. информационная среда для родителей;
3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
4. поддержка и поощрение родителей на уровне детского сада.
Рассмотрим данные направления более подробно.
1) Психологическое сопровождение семьи способного ребенка
Цель работы психолога с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком. Данная работа направлена на:
- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.
Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК.
2)Информационная среда (дать необходимую информацию)
ЦЕЛЬ- помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с ребёнком.
Формы работы с родителями одарённых детей:
• Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
• Презентации семейного опыта: Семейное счастье – в чём оно? Наши семейные традиции. Трудно ли воспитывать детей?
• Лектории для родителей.
Основная тематика: особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени становления детской одарённости и др.
• Памятки – рекомендации, папки передвижки.
• Родительские чтения. Как понять своего Ребёнка? Хорошие родители. Кто они? Как научить ребенка любить и быть любимым.
• Беседы, ,консультации. Индивидуальные – по запросу родителей либо при возникновении проблем, требующих безотлагательного решения. Тематические – по приглашению.
• Специально для родителей разработан цикл родительских собраний «Способности и одаренность о дошкольном детстве. Условия их развития», “О талантливых детях, заботливым родителям”. Формы собраний очень разнообразные: круглые столы,, практикумы, «творческие копилки» и т. д.
3) Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей
Во время учебного года родители и дети организуют совместные проекты разнообразной тематики, делают презентации своих проектов на тематических неделях. Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.
4)Поддержка и поощрение родителей на уровне детского сада.
Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться образовательной организацией. В нашем детском саду ежегодно проводится праздник «День Открытых дверей». На сцену выходят не только дети, которые проявляют себя творчески, демонстрируют чему они научились, но и их родители, которых награждают благодарственными письмами за подготовку и участие в различных конкурсах и мероприятиях. Также родителей благодарят за работу на общих и групповых родительских собраниях.