Елена Гостенина
Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей
Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей
Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей в образовательном процессе выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в школе осуществляется психолого-педагогической службой, в которую входят зам. директора по УВР, ВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей» размещена в разделах
Актуальность задач психолого-педагогического сопровождения определяется также существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в развитии, обучении и отношениях талантливого и одаренного ребенка с окружающими людьми. У некоторых одаренных детей отмечается дисинхрония (неравномерность) психического развития, проявление особенностей развития эмоционально-волевой сферы и характера, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые при отсутствии системы поддержки и сопровождения могут выступить причиной школьной и социальной дезадаптации.
Создание педагогом-психологом оптимальных условий по развитию коммуникативныых действий обеспечат талантливым и одаренным школьникам социальную компетентность и успешную интеграцию в группу сверстников, позволят им строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития талантливых и одаренных детей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Определить критерии признаков талантливости и одаренности детей, создать банк диагностических методик и реализовать систему диагностической работы по выявлению талантливых и одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения.
Оказывать помощь участникам педагогического процесса в решении актуальных задач развития, обучения, социализации талантливых и одаренных детей, повышения психологической комфортности окружающей среды.
Осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании ребенка.
Участвовать в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей.
Сопровождение одаренных детей планируется осуществлять на 4-х уровнях:
Индивидуальный — индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия)
Групповой — психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги)
Уровень класса — деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками
Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, консультационные центры)
Психолого-педагогическое сопровождение будет строиться на следующих принципах:
Направления психолого-педагогического сопровождения.
Основные направления психологического сопровождения талантливых и одаренных детей:
Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации.
Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, помощь в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах, содействие в социализации, формированию коммуникативных навыков.
Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей. Содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта.
Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)
Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способностей. Такая установка является противовесом конкуренции, самоутверждению за счёт других.
Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школы.
Мотивационное направление - поощрение талантливых и одарённых учащихся, педагогов и родителей (премии, почётные грамоты и пр.).
Работу с родительской общественностью школа рассматривает как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение будет являться неотъемлемым элементом системы образования, равноправным партнером структур и специалистов разного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.
Предлагаемая модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей может быть представлена в виде следующей схемы:
В соответствии с этой моделью работа психолого-педагогической службы планируется проводить по трем направлениям:
непосредственно с ребенком;
путем организация квалифицированной помощи педагогам;
путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.
В работе с одарённым ребёнком психологической службой решаются следующие аспекты:
Психолого-педагогическая поддержка - диагностика, консультативно-тренинговая работа, направленная на развитие самосознания, у одарённого ребёнка важно формировать ценностное отношение к себе, к своему таланту, развивать глубокое понимание своих возможностей (одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников, реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе, у таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, трудности в социальной адаптации, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все, учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения, сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть).
Обучение талантливого и одарённого ребёнка социально-психологическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового сотрудничества, конструктивного решения конфликтов (известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии, Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, при этом коммуникативные процессы претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения - исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции).
Охрана и укрепление здоровья; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом (современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики талантливого и одаренного человека является относительной редкостью - чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем).
Образовательная среда школы будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:
подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;
психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической поддержки обучающихся;
психолого-педагогическое сопровождение учащихся на каждом этапе и уровне образовательного процесса;
комфортности окружающей среды.