Нина Суворова
Методическая разработка «Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС ДО.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29. 12. 2012 г. закреплено право детей с ОВЗ на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями и при необходимости обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации в общеобразовательной организации.
В данном законе речь идёт об инклюзивном образовании, которое даёт детям с ОВЗ учиться и развиваться в среде обычных дошкольников.
Публикация «Методическая разработка „Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС до“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
При этом одним из специальных условий получения образования детьми с ОВЗ является психолого –педагогическое сопровождение этих детей в образовательном учреждении.
Частью комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ является социально – педагогическое сопровождение.
Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья наиболее успешно осуществляется в процессе сопровождения. Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования.
Сопровождение трактуется как система профессиональной деятельности педагога, направленная на создание социально – педагогических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.
На современном этапе развития образования идея сопровождения выводится за рамки деятельности только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение - это помощь ребёнку в ситуации развития (Л. М. Шипицина, Е. И. Казакова).
Сопровождать развитие – значит разработать и применить систему психолого – педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками (Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова).
С 2016 года создана и работает в МБДОУ Детский сад «Рябинушка» служба сопровождения, основными направлениями работы которой являются:
комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной командой специалистов и определение возможностей и потребностей ребенка в психологической, коррекционно-педагогической и социальной помощи;
оказание комплексной психолого-педагогической помощи по внедрению в среду типично развивающихся сверстников в виде психолого-педагогической коррекции и социальной реабилитации детей с ОВЗ;
консультирование и обучение родителей по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях семьи;
методическое руководство и оказание помощи педагогам по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду.
Под сопровождением понимается процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Сущностью сопровождения детей с ОВЗ является организация психолого – педагогической помощи детям с различными патологиями, и направлена она на их реабилитацию, адаптацию и развитие личности.
Цель: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории.
Задачи: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;
создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;
организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося;
оказание консультативной помощи педагогам, родителям в вопросах инклюзивного образования
В основе организации психолого-педагогического сопровождения положены следующие принципы:
- принцип индивидуализации процесса сопровождения (процесс строится исходя из индивидуальных особенностей, в зависимости от особенностей познавательной деятельности, уровня физического развития, социального окружения и других особенностей);
- дифференцированный подход (дифференциация учебных планов, программ, методов и средств коррекции и развития);
- принцип научности;
- принцип комплексности (взаимодействие специалистов разного профиля, включенных в единую организационную модель, которая позволяет реализовать комплексный подход к коррекционно – развивающей работе с детьми);
- принцип «на стороне ребенка» (во главу угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательной деятельности);
- принцип активной позиции ребенка;
- принцип системности предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность;
- принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психолого-педагогического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка;
- партнёрство (деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком, и его семьёй, советы сопровождающего носят рекомендательный характер, ответственность за решение проблемы остаётся за родителями ребёнка).
Основные виды деятельности сопровождения участников образовательных отношений.
Сопровождение детей :
диагностика уровня актуального развития детей, раннее выявление проблем в развитии, выявление индивидуальных особенностей и проблем в формировании познавательной и эмоционально-личностной сфер (с согласия родителей (законных представителей);
коррекционно-развивающая работа;
оказание логопедической помощи на логопедическом пункте;
коррекция эмоционально – волевой сферы и развитие познавательных процессов;
проведение циклов бесед по правовому воспитанию детей, формированию толерантного отношения к сверстникам;
сохранение и укрепление психологического здоровья, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
сопровождение детей в период адаптации к условиям детского сада.
Сопровождение педагогов :
консультативная работа по вопросам организации образовательной деятельности, коррекционно – развивающей работе;
психолого-педагогическая поддержка педагогов.
Сопровождение родителей (законных представителей) :
организация деятельности консультативного пункта;
оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и развития детей администрацией МБДОУ Детский сад «Рябинушка» и специалистами.
План работы социально - педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
№
п/п
Наименование мероприятий
Дата
Ответственный
Организационная деятельность
1 Проведение мониторинга обучающихся с ОВЗ в детском саду Сентябрь Заведующий
2 Создание компьютерного банка данных об обучающихся с ОВЗ Сентябрь Социальный педагог
3 Корректировка банка обучающихся с ОВЗ в детском саду В течение года Социальный педагог
инструктор по физической культуре
4 Письменные консультации для родителей «Советы родителям по успешной адаптации детей к условиям детского сада» Октябрь-ноябрь
Социальный педагог,
педагог - психолог
5 Организация и проведение ПМПк По плану работы ПМПк Заведующий,
социальный педагог
6 Разработка адаптированных программ для детей с ОВЗ
Специалисты службы сопровождения, воспитатели
7 Реализация индивидуальных образовательных маршрутов В течение года Специалисты службы сопровождения, воспитатели
8 Динамическая диагностика По плану работы ПМПк Специалисты службы сопровождения
9 Оценка результатов определённого этапа сопровождения Специалисты службы сопровождения воспитатели групп
10 Консультации для педагогов по реализации адаптированных
программ По запросам Заведующий,
Специалисты службы сопровождения
11 Консультирование всех участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка
По запросам
Специалисты службы сопровождения
12 Создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ (учебные пособия, специальные технические средства обучения)
В соотв – е с
заключением
ПМПК
Зам. заведующего по УВР
13 Обеспечение архитектурной доступности В соотв – е с
заключением
ПМПК
Зам. заведующего по АХЧ
14 Консультации для педагогов по запросам
В течении года Социальный педагог
15 Совещание по реализации адаптированных программ детей с ОВЗ Февраль Заведующий,
социальный педагог
16 Подготовка характеристик для прохождения ПМПК и МСЭ В течение года по запросам Специалисты службы сопровождения,
воспитатели
17 Организация содействия в своевременном прохождении МСЭ детей-инвалидов В течение года Социальный педагог
18 Участие обучающихся с ОВЗ в
утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, проводимых в детском саду По плану Воспитатели групп,
инструктор по физической культуре,
музыкальный руководитель
19 Сопровождение эмоционального состояния обучающихся с ОВЗ в период проведения праздников, развлечений в детском саду
Постоянно Специалисты службы сопровождения
Кадровое обеспечение
20 Составление списка педагогов, работающих с детьми ОВЗ Сентябрь Заведующий
21 Составление списка педагогов для повышения квалификации по инклюзивному образованию и организация повышения квалификации В течение года Зам. заведующего по УВР
22 Организация обучения сотрудников на базе детского сада В течение года Зам. заведующего по УВР
Материально-техническое обеспечение
23 Оценка и пополнение материально-технической базы В течение года Заведующий, зам заведующего по АХЧ
24 Обеспечение необходимым оборудованием, создание необходимых специальных условий В течение года Заведующий, зам. заведующего по АХЧ, зам. заведующего по УВР
Литература
1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья /Л. И. Акатов. – М. : Владос, 2003.
2. Афонькина, Ю. А. Технологии комплексного сопровождения детей-- Ю. А. Афонькина, И. И. Усанова, О. В. Филатова. / Волгоград: Учитель.
3. Мастюкова, Е. М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е. М. Мастюкова. – М. : Союз, 2003.
4. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: теоретико – методические основы коррекционной педагогики / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Владос, 2008.
5. Синягина, Н. Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско – родительских отношений / Н. Ю. Синягина. - М. : Владос, 2001.
6. Шипицина, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицина, А. А. Хилько, Ю. А. Галлямова; под ред. Л. М. Шипициной. – СПб. : Речь, 2003.