МААМ-картинки

Методическая разработка «Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС до»

Нина Суворова
Методическая разработка «Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы

Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС ДО.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29. 12. 2012 г. закреплено право детей с ОВЗ на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями и при необходимости обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации в общеобразовательной организации.

В данном законе речь идёт об инклюзивном образовании, которое даёт детям с ОВЗ учиться и развиваться в среде обычных дошкольников.

Публикация «Методическая разработка „Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС до“» размещена в разделах

При этом одним из специальных условий получения образования детьми с ОВЗ является психолого –педагогическое сопровождение этих детей в образовательном учреждении.

Частью комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ является социально – педагогическое сопровождение.

Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья наиболее успешно осуществляется в процессе сопровождения. Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования.

Сопровождение трактуется как система профессиональной деятельности педагога, направленная на создание социально – педагогических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

На современном этапе развития образования идея сопровождения выводится за рамки деятельности только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение - это помощь ребёнку в ситуации развития (Л. М. Шипицина, Е. И. Казакова).

Сопровождать развитие – значит разработать и применить систему психолого – педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками (Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова).

С 2016 года создана и работает в МБДОУ Детский сад «Рябинушка» служба сопровождения, основными направлениями работы которой являются:

комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной командой специалистов и определение возможностей и потребностей ребенка в психологической, коррекционно-педагогической и социальной помощи;

оказание комплексной психолого-педагогической помощи по внедрению в среду типично развивающихся сверстников в виде психолого-педагогической коррекции и социальной реабилитации детей с ОВЗ;

консультирование и обучение родителей по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях семьи;

методическое руководство и оказание помощи педагогам по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду.

Под сопровождением понимается процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Сущностью сопровождения детей с ОВЗ является организация психолого – педагогической помощи детям с различными патологиями, и направлена она на их реабилитацию, адаптацию и развитие личности.

Цель: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории.

Задачи: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;

создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;

оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;

обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;

организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося;

оказание консультативной помощи педагогам, родителям в вопросах инклюзивного образования

В основе организации психолого-педагогического сопровождения положены следующие принципы:

- принцип индивидуализации процесса сопровождения (процесс строится исходя из индивидуальных особенностей, в зависимости от особенностей познавательной деятельности, уровня физического развития, социального окружения и других особенностей);

- дифференцированный подход (дифференциация учебных планов, программ, методов и средств коррекции и развития);

- принцип научности;

- принцип комплексности (взаимодействие специалистов разного профиля, включенных в единую организационную модель, которая позволяет реализовать комплексный подход к коррекционно – развивающей работе с детьми);

- принцип «на стороне ребенка» (во главу угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательной деятельности);

- принцип активной позиции ребенка;

- принцип системности предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность;

- принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психолого-педагогического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка;

- партнёрство (деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком, и его семьёй, советы сопровождающего носят рекомендательный характер, ответственность за решение проблемы остаётся за родителями ребёнка).

Основные виды деятельности сопровождения участников образовательных отношений.

Сопровождение детей :

диагностика уровня актуального развития детей, раннее выявление проблем в развитии, выявление индивидуальных особенностей и проблем в формировании познавательной и эмоционально-личностной сфер (с согласия родителей (законных представителей);

коррекционно-развивающая работа;

оказание логопедической помощи на логопедическом пункте;

коррекция эмоционально – волевой сферы и развитие познавательных процессов;

проведение циклов бесед по правовому воспитанию детей, формированию толерантного отношения к сверстникам;

сохранение и укрепление психологического здоровья, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

сопровождение детей в период адаптации к условиям детского сада.

Сопровождение педагогов :

консультативная работа по вопросам организации образовательной деятельности, коррекционно – развивающей работе;

психолого-педагогическая поддержка педагогов.

Сопровождение родителей (законных представителей) :

организация деятельности консультативного пункта;

оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и развития детей администрацией МБДОУ Детский сад «Рябинушка» и специалистами.

План работы социально - педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

п/п

Наименование мероприятий

Дата

Ответственный

Организационная деятельность

1 Проведение мониторинга обучающихся с ОВЗ в детском саду Сентябрь Заведующий

2 Создание компьютерного банка данных об обучающихся с ОВЗ Сентябрь Социальный педагог

3 Корректировка банка обучающихся с ОВЗ в детском саду В течение года Социальный педагог

инструктор по физической культуре

4 Письменные консультации для родителей «Советы родителям по успешной адаптации детей к условиям детского сада» Октябрь-ноябрь

Социальный педагог,

педагог - психолог

5 Организация и проведение ПМПк По плану работы ПМПк Заведующий,

социальный педагог

6 Разработка адаптированных программ для детей с ОВЗ

Специалисты службы сопровождения, воспитатели

7 Реализация индивидуальных образовательных маршрутов В течение года Специалисты службы сопровождения, воспитатели

8 Динамическая диагностика По плану работы ПМПк Специалисты службы сопровождения

9 Оценка результатов определённого этапа сопровождения Специалисты службы сопровождения воспитатели групп

10 Консультации для педагогов по реализации адаптированных

программ По запросам Заведующий,

Специалисты службы сопровождения

11 Консультирование всех участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка

По запросам

Специалисты службы сопровождения

12 Создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ (учебные пособия, специальные технические средства обучения)

В соотв – е с

заключением

ПМПК

Зам. заведующего по УВР

13 Обеспечение архитектурной доступности В соотв – е с

заключением

ПМПК

Зам. заведующего по АХЧ

14 Консультации для педагогов по запросам

В течении года Социальный педагог

15 Совещание по реализации адаптированных программ детей с ОВЗ Февраль Заведующий,

социальный педагог

16 Подготовка характеристик для прохождения ПМПК и МСЭ В течение года по запросам Специалисты службы сопровождения,

воспитатели

17 Организация содействия в своевременном прохождении МСЭ детей-инвалидов В течение года Социальный педагог

18 Участие обучающихся с ОВЗ в

утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, проводимых в детском саду По плану Воспитатели групп,

инструктор по физической культуре,

музыкальный руководитель

19 Сопровождение эмоционального состояния обучающихся с ОВЗ в период проведения праздников, развлечений в детском саду

Постоянно Специалисты службы сопровождения

Кадровое обеспечение

20 Составление списка педагогов, работающих с детьми ОВЗ Сентябрь Заведующий

21 Составление списка педагогов для повышения квалификации по инклюзивному образованию и организация повышения квалификации В течение года Зам. заведующего по УВР

22 Организация обучения сотрудников на базе детского сада В течение года Зам. заведующего по УВР

Материально-техническое обеспечение

23 Оценка и пополнение материально-технической базы В течение года Заведующий, зам заведующего по АХЧ

24 Обеспечение необходимым оборудованием, создание необходимых специальных условий В течение года Заведующий, зам. заведующего по АХЧ, зам. заведующего по УВР

Литература

1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья /Л. И. Акатов. – М. : Владос, 2003.

2. Афонькина, Ю. А. Технологии комплексного сопровождения детей-- Ю. А. Афонькина, И. И. Усанова, О. В. Филатова. / Волгоград: Учитель.

3. Мастюкова, Е. М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е. М. Мастюкова. – М. : Союз, 2003.

4. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: теоретико – методические основы коррекционной педагогики / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Владос, 2008.

5. Синягина, Н. Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско – родительских отношений / Н. Ю. Синягина. - М. : Владос, 2001.

6. Шипицина, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицина, А. А. Хилько, Ю. А. Галлямова; под ред. Л. М. Шипициной. – СПб. : Речь, 2003.

Публикации по теме:

Методическая разработка викторины ко Дню космонавтики «12 апреля — День космонавтики» для обучающихся 1 курса техникума МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение КРАСНОКАМСКИЙ.

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, занимающихся в кружках при школьном историческом музее Каждый ребёнок хочет быть успешным. Ощущение успеха – необходимое условие развития ребёнка. Поэтому основной задачей коррекционно-развивающей.

Методическая разработка досуговой деятельности с детьми старшей группы с ОВЗ «По следам Олафа» Методическая разработка досуговой деятельности с детьми старшей группы с ОВЗ «По следам Олафа» Подготовила учитель-логопед Баркова О. А.

Методическая разработка игры для обучающихся 1 курса техникума в рамках антинаркотического месячника Методическая разработка игры в рамках антинаркотического месячника Сценарий игры «Спорт – альтернатива наркотикам» для обучающихся 1 курса.

Методическая разработка образовательной деятельности направленной на развитие просодической стороны речи у дошкольников с ОВЗ Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №1 МО Кореновский район Методическая разработка образовательной.

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для обучающихся 5–6 лет «Раздольненская детская музыкальная школа» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Раздольненская детская музыкальная школа» Методическая разработка.

Методическая разработка «Музыкальное сопровождение на утренней зарядке в детском саду» В "Программе по музыкальному сопровождению" большое значение придается музыке, и надо найти различные пути, чтобы музыка звучала не только.

Методическая разработка викторины ко Дню русского языка в России для обучающихся 1 курса техникума Методическая разработка викторины ко Дню русского языка в России Викторина ко Дню для обучающихся 1 курса КГА ПОУ «КПТ» г. Краснокамска.

Методическая разработка занятия для обучающихся техникума «Дружба вообще и в частности» Занятие Дружба вообще и в частности[/b] Цель: осознание источника благоприятного общения и телесного напряжения. Задачи: 1. Осмысление понятий.

Методическая разработка занятия по логоритмике для детей с ОВЗМетодическая разработка занятия по логоритмике для детей с ОВЗ Конспект логоритмического занятия с детьми 4-5 лет с ОВЗ «Лесная сказка» Провела учитель – логопед МБДОУ «Детский сад № 29 «Истоки» г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС до»
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 19:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС до»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Суворова (УИ 334112) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД