Елена Шмакова
Сохранение здоровья участников образовательных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек хочет видеть своих детей крепкими, здоровыми, счастливыми, но как же это сделать, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это действия, нацеленные на укрепление здоровья. Итак, чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила личной гигиены и режим дня, правильно питаться и заниматься спортом.
Программа «Детство», разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:
Публикация «Сохранение здоровья участников образовательных отношений» размещена в разделах
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная и основная, жизненно важная привычка. Привычка постепенно накапливает результат, когда дети используют имеющиеся средства физического воспитания дошкольников в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Именно для этого детский сад и семья должны заложить у дошкольников основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Поэтому, дошкольное учреждение должно помочь семье, на ранней стадии развития ребенка, понять ценность здоровья человека, приучить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Всем известно, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приемам совершенствования и сохранения здоровья, используя игры и нетрадиционные формы работы с детьми приведут к положительным результатам.
Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. А именно особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни это :
- занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе;
- правильное и рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: чистка зубов, мытье рук перед едой, после туалета и прогулки, смена белья, регулярный прием душа, следить за чистотой ногтей; закаливание, создание условий для полноценного сна;
- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать, слышать и говорить;
- формирование понятия "не вреди себе сам", соблюдение правил безопасности.
Основная ответственность в охране и укреплении здоровья детей ложится «на плечи» родителей, а они не всегда учитывают должным образом функциональные возможности детей, образ жизни ребенка.
Всем известно, что самое простое, всегда самое сложное.
- Ребенок должен иметь правильный режим дня, хорошо высыпаться. Многие родители не осознают, что планшет или телевизор крайне негативно влияют на сон ребенка. Чем дольше в течение дня ребенок использует гаджеты и смотрит телевизор, тем меньше продолжительность его сна и тем хуже качество сна. Сон – это не просто отдых. Поэтому, недосыпающий ребенок не получает выгод для здоровья.
- Если ребенок мало двигается, не играет в подвижные игры или не бегает с другими детьми на детской площадке, это приводит к нарушению мышечного тонуса, а соответственно, к нарушению осанки.
- Если ребенок питается нерегулярно, часто употребляет продукты с пищевыми добавками или красителями (чипсы, газированные напитки, сухарики, майонезы и кетчупы, недостаточное употребление овощей и фруктов все это может привести к поражению желудочно – кишечного тракта.
Дошкольное учреждение не сможет решить эту проблему без помощи родителей. Чтобы сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь детей, в повседневный быт каждой семьи прочно должны войти физические упражнения, гимнастика и прогулки на свежем воздухе.
Поэтому только совместная деятельность воспитателя и родителей должны научить ребенка здоровому образу жизни.
В работе с детьми регулярно читаем стихи и сказки:
- о здоровом образе жизни К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Мы с Тамарой санитары», С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять»;
- стихи о физкультуре и спорте А. Барто «Зарядка», «Купание», В. Берестов «Как я плавать научился», Б. Заходер «Гимнастика для головастика» (сказка, С. Михалков «Весёлый турист»;
- о личной гигиене Я. Аким «Мыло», В. Коростылёв «Королева Зубная щётка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
- о режиме дня А. Барто «На прогулку», С. Маршак «Не опоздай!», «Рано в кровать!»;
- о правильном питании Н. Кончаловская «Про овощи», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Ю. Тувим «Овощи».
Также используем загадки и пословицы о здоровом образе жизни. Проводим в свободной деятельности беседы по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «Как надо закаляться», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается», «Как можно заботиться о своем здоровье». Закрепить усвоенные знания помогают дидактические игры «Что такое хорошо, что такое плохо», «Команда чемпионов», «Валеология», «Полезно – не полезно».
Для закаливания детей используем гимнастику после сна, хождение по коврикам-массажерам, с использованием нестандартного оборудования, воздушные ванны, пребывание детей на свежем воздухе.
В качестве профилактики утомления во время НОД используем динамические паузы 3-5 минут это: физкультурные минутки, элементы гимнастики для глаз, с использованием наглядного материала и показа педагогом, дыхательная гимнастика и других в зависимости от вида занятия.
В свободной самостоятельности деятельности дети используют кегли, кольцеброс, скакалки, гантели, играют в «Дартс», «Попади в цель» и другие.
Для родителей подготовлена выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и укреплению здоровья детского организма, консультации по темам «Чтоб улыбка сияла», «Вредные привычки», «Витамины для детей», «Здоровое питание детей», «Плоскостопие», «Семейные виды спорта», «О соблюдении детского режима», «Зеленая аптека», «Игра в жизни ребенка», подготовлена презентации «Здоровый образ жизни». Совместно с родителями сделана газета «Здоровый образ жизни».
Во время физкультурных занятий используется комплексы упражнений, также подвижные и спортивные игры, на прогулке проводим подвижные игры, в групповой комнате – игры малой и средней подвижности.
Пальчиковая гимнастика - рекомендуется всем детям. Составлена картотека в соответствии с комплексно-тематическим планом.
Если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием разных активных форм работы, с использованием новых здоровье сберегающих технологий по формированию привычки к здоровому образу жизни, то соответственно здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться.
При условии положительного примера для ребенка взрослого-родителя или воспитателя у детей сформируется сознательное отношение к собственному здоровью, о необходимости его сохранения с дошкольного возраста. Если взрослые показывают пример здорового и творческого образа жизни, то у ребенка формируется желание сделать себя лучше, сильнее и умнее.
Все это благоприятно сказывается на состояние здоровья детей, реже болеют простудными заболеваниями, развиваются физические качества, дети становятся более активными. Составление и выполнение режима дня не только в детском саду, но и дома дают свои результаты: дети становятся более спокойными, активными, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.