Людмила Ковалёва
Методические рекомендации участникам образовательных отношений «Мультики — их польза и вред»
▼ Скачать + Заказать документы
В силу своей взрослой загруженности, родители часто пытаются заменить ребенку общение с ними просмотром мультфильмов у телевизора, и даже не задумываются – а все ли так хорошо? Некоторые мамы и папы ошибочно полагают, что мультфильм – исключительно детский жанр, безопасный и безобидный. Многие мультфильмы можно назвать и вовсе «неправильными». Это относиться как к иностранным, так и к отечественным мультфильмам. Они, не рассчитанные на детей, попадают на экран в детское время и крутятся по многим каналам.
Публикация «Методические рекомендации участникам образовательных отношений „Мультики — их польза и вред“» размещена в разделах
О качестве и пользе мультфильмов можно сказать следующее. Многие мультфильмы сделаны неправильно с точки зрения психологии, педагогики, этики. А значит, могут нанести ребенку вред и иметь опасные для него последствия.
Мультфильмы с быстро и нелогично развивающимися событиями способны чрезмерно возбудить ребенка, но при этом замедлят его умственную реакцию. А мультфильмы спокойного характера действуют на ребенка совсем противоположно.
Однако, хороший мультфильм должен не только развлекать, но и учить понятиям добра и зла, дружбе, способности сострадать. Воспитывать неприятие лени, жадности и жестокости. А главное – он должен соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.
Постараемся определить признаки «вредного мультика» :
1. Главные герои агрессивны, калечат или убивают других персонажей, причем подробности многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Как пример – «Том и Джерри», «Ну, погоди», «Самурай Джек» и другие подобного рода. Действия с увечьем и насилием, увиденные детьми, формируют, отнюдь, не лучшие черты характера. Последствием может стать безжалостность и жестокость.
2. Непотребное поведение персонажа никем не наказывается. Его не стыдят, не ругают, не наказывают. А у ребенка формируется представление о допустимости подобного поведения, размывается понятие хорошего и плохого. Как пример – «Шрэк», «Теремок» и другие.
3. Много сцен безнаказанного глумления над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью, неуважительного отношения к людям, животным, растениям. «Воспитательный» эффект от таких мультиков – циничные высказывания, неприличные жесты, грубость и безжалостность. Как пример – «Шрэк», «Симпсоны» и другие.
4. Герои мультфильма уродливые, откровенно несимпатичные. Положительные персонажи должны быть красивыми, симпатичными, а отрицательные герои – наоборот. Когда персонаж страшный, независимо, хороший он или плохой, ребенок не может оценить его поступки. Как пример – «Шрэк», «Покемон» и другие.
5. «Мужские» персонажи ведут себя как «женские» и наоборот, проявляют интерес к персонажам своего пола, носят несвойственную одежду. Родителям стоит подумать о том, что гендерная (половая) идентификация формируется в дошкольном возрасте и мультфильмы с подобными персонажами тут плохое подспорье.
6. Для безопасности жизнедеятельности ребенка противопоказаны сцены с опасными поступками персонажей. Не полезен в этом отношении «Малыш и Карлсон», где Малыш лезет на крышу, и «Как Маша поссорилась с подушкой», где маленькая девочка, глубокой ночью, одна блуждает по саду. Такие примеры для подражания могут обернуться снижением порога чувствительности к опасностям, а значит и травмам.
Ребенок дошкольного возраста активно знакомится и познает окружающий мир, впитывает всю информацию как губка, не задумываясь о пользе или вреде ее. И от взрослых зависит развитие ребенка в целом, формирование его как полноценной личности.