Татьяна Китаева
Приёмы профилактики и коррекции психоэмоционального благополучия всех участников образовательных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: педагог – психолог – Китаева Татьяна Николаевна, МБОУ «Начальная школа – детский М. Монтессори».
Цель: повышение уровня профессиональных знаний у педагогов в применении арт – терапевтических методов для коррекции и профилактики психоэмоционального благополучия.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «арт - терапия», «имаготерапия», «мандалотерапия».
2. Упражнять педагогов в умении применять арт – терапевтические методы в практической деятельности.
3. Развивать у педагогов креативное мышление, творческое воображение.
Публикация «Приёмы профилактики и коррекции психоэмоционального благополучия всех участников образовательных отношений» размещена в разделах
План:
1. Вступление. Опрос.
2. Основная часть.
1). Диагностика «Розовый куст».
2). Понятие «арт – терапия».
3).Значение музыки в профилактике и коррекции психоэмоционального благополучия.
4). Имаготерапия. Упражнение.
5). Мандалотерапия. Раскрашивание.
3. Заключение. Рефлексия.
4. Использованная литература.
Ход семинара – практикума:
1. Вступление.
Здравствуйте уважаемые педагоги, я педагог – психолог - Татьяна Николаевна Китаева сада – школы М. Монтессори приглашаю вас к тесному сотрудничеству и творческому общению. Свой семинар-практикум я хотела бы начать с небольшого опроса:
1). Поднимите руки те, кто хотел бы укрепить своё здоровье, улучшить своё самочувствие и настроение?
2). Поднимите руки те, у кого есть мечта?
В рамках данного семинара, я расскажу вам о том, как можно укрепить здоровье, улучшить настроение и приблизиться к своей мечте.
Итак, тема моего выступления: «Приёмы профилактики и коррекции психоэмоционального благополучия всех участников образовательных отношений через использование взаимосвязи арт - терапевтических методов».
(тема - 1 слайд).
(цель и задачи – слайд 2)
2. Основная часть.
1). Диагностика «Розовый куст»
В начале я предлагаем вам выявить свое психо – эмоциональное состояние с помощью арт – терапевтической диагностики «Розовый куст». Данная методика описана у двух авторов: Джона Аллана и у Вайолетт Оклендер. Они рассматривают образ розового куста как метафору человека, его состояния, как отражение внутреннего мира.
Итак, удобно сядьте, закройте глаза, расслабьтесь, сконцентрируйтесь на дыхании, на телесных ощущениях… Представьте себе, что вы превратились в куст роз. Рассмотрите внимательно куст. Какой он?
Откройте глаза и нарисуйте себя в виде розового куста, напишите где он растет и кто за ним ухаживает.
Интерпретация рисунка:
Вам нравится ваш куст?
Оцениваем размер рисунка. Чем меньше нарисован розовый куст по отношению к целому альбомному листу, тем неувереннее себя ощущает себя человек. Если рисунок наоборот буквально «не умещается» на альбомном листе, это может говорить о расторможенности психических процессов или сильной эгоцентрической позиции, импульсивности.
Темные тона, коричневый, серый и фиолетовый цвета говорят о неблагополучном эмоциональном фоне. Яркие теплые краски и оттенки - признаки психологического благополучия и внутренней гармонии.
Признаком агрессивности является большое количество колючек и шипов на кусте роз. Шипы могут выражать потребность в защите и символизировать о чувстве небезопасности.
О подавляемых страхах говорят нарисованные заборы или частоколы вокруг цветка. Сорванный или поломанный цветок также является признаком эмоционального неблагополучия, возможно серьезной психотравмы.
Признаками благополучия являются позитивные образы : пышный, цветущий куст, имеющий крепкие корни, с листвой, растущий рядом сдругими растениями, за которым кто-то ухаживает. Дополнительными показателями эмоционального комфорта можно считать солнце, небо, другие цветы и деревья. К неблагополучным симптомам можно отнести: рисунок снизу листа, картины представляющие собой запустение и опустошенность, отсутствие ухода, куст без листьев, цветов, корней. Настораживает, если куст растет в пустыне, срезан, висит в воздухе.
2). Понятие «арт – терапия».
Итак, большую помощь в профилактике и коррекции психо – эмоциональных нарушений как у детей, так и у взрослых оказывает арт – терапия.
(определение арт – терапия на слайд №3)
Арт – терапия – лечение искусством.
Впервые термин "арт - терапия" был введён в 1938г. британским врачом и художником Адрианом Хиллом, который описал свой опыт лечения больных туберкулезом, он понял, что творческий процесс помогает преодолеть заболевание. А позже эти методы использовались в США для помощи детям, вывезенным из конц. лагерей нацистов в период Второй мировой войны.
В России во второй половине XX века арт - терапия разрабатывается и успешно используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии.
Уважаемы педагоги, какие виды арт – терапии вы знаете?
(Слайд №4 – виды арт – терапии)
В каких случаях мы можем использовать арт – терапию?
(Слайд №5 – показания для применения арт – терапии)
(Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка)
В своём выступлении я подробно остановлюсь на некоторых видах арт - терапии, а именно на взаимосвязи музыки и театрализации, музыки и рисования.
3). Значение музыки в профилактике и коррекции психоэмоционального благополучия.
Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее, петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает огромное влияние на любой организм.
В свое время Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и в человеческом теле, она приравнивалась к сильнодействующим лекарствам. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект. В России по инициативе В. М. Бехтерева в 1922 году был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов. Исследования выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что положительные эмоции от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют его резервные силы. Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.
Музыка активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и других нарушениях. (слайд №6)
Но, как считают ученые, наибольшего положительного эффекта можно добиться при взаимосвязи музыки и других видов искусств.
Подробнее я остановлюсь на имаготерапии и мандалотерапии.
4). Имаготерапия. Упражнение.
Всем нам хочется быть более успешными. Как этого достичь? Психологии полагают, что изменить тот или иной образ жизни можно с помощью внедрения в сознание человека представлений о новых способах поведения — чем и занимается имаготерапия.
(слайд №7 –определение имаготерапии)
Имаготерапия – другими словами театрализация, проигрывание определенных образов, ситуаций.
Имаготерапевтический процесс как таковой подразумевает несколько этапов.
(Этапы имаготерапии – слайд №8)
На первом этапе. Клиенту вначале предлагается рассказать о том, каким он хотел бы стать, а затем последовательно воспроизводить в своём поведении желаемые элементы образа.
Второй этап характеризуется проигрыванием в групповой форме каких-либо жизненных ситуаций — что часто сопровождается использованием техник танцевально- двигательной терапии.
На третьем, клиенту предоставляется возможность вместе с группой проигрывать на сцене небольшие комедийные и драматические постановки. Так, слишком застенчивым и стеснительным лицам предлагается освоить роли раскрепощённых весельчаков, а тем, у кого эмоции порой льются "через край" — напротив, роли людей сдержанных и рассудительных.
Имаготерапия решает целый ряд задач.
(слайд № 9 – задачи)
ЗАДАЧИ:
1. Обогащение и укрепление эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;
2. Воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий – принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;
3. Развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;
4. Тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;
5. Создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием.
Упражнения.
Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Первое упражнение называется
«Добрая улыбка и смех». Наверное, никому не надо доказывать, что улыбка и смех благотворно влияют на здоровье. Учеными психологами доказано, что мимика влияет на наше настроение.
Итак, подняли вверх кончики губ, сделали веселые морщинки около глаз, чуть-чуть наморщили нос, приподнимите брови, улыбнитесь, вслух произнесите звук «и-и-и», сохраняйте это выражение лица, вообразив, что оно освещается теплыми лучами света. Закройте глаза, мысленно засмейтесь, вспомнив очень радостный момент в своей жизни. Поднимите вверх руки, откройте рот—мысленно ликуйте как спортсмен, одержавший победу.
Какие у вас ощущения?
Еще одно упражнение, которое мы с вами проиграем, называется «Медвежонок Бука», по его завершении вы должны сказать - на решение каких проблем оно направлено.
Мы должны распределить роли: медвежонка, зайца, белочки, ежика, ветра – 2 человека.
«Медвежонок Бука» (Музыкальная театрализация)
Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. /Подбежал к нему зайчонок (Сен-Санс «Заяц», поздоровался: «Привет, Мишка»./ Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. /Подбежала белочка (Римский-Корсаков «Белка», лапку протянула: «Привет» - говорит – «Давай дружить!»./ Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», - пробурчал он. / Ежик мимо проползал, ягодкой медвежонка угостить хотел. … .) Миша ягоду взял и отвернулся. Даже «спасибо» не сказал. / «Какой, все-таки, он бука!» - удивились зверята. Но вот подул сильный ветер. (Вагнер «Полет Валькирий») Белочка в дупло прыгнула, ежик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее и сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно мишке. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать, но кого звать-то? Друзей ведь у него нет. И вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ежик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ежика (дети-актеры бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья!» - подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо!». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит «спасибо», «пожалуйста» и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке).
Спасибо, уважаемые педагоги. Как вы думаете, на какие трудности в поведении направлено данное упражнение?
Педагоги высказывают свое мнение.
5). Мандалотерапия. Раскрашивание.
Уважаемые педагоги, давайте вспомним: какие эмоции может испытывать человек? Какие эмоции испытывать неприятно?
Мы хотим вас познакомить с еще одним способом избавления от неприятных эмоций, чувств. Этот способ помогает человеку успокоиться, избавиться от негативных переживаний, не бояться, не грустить, не злиться. Он дарит хорошее настроение и даже помогает приблизиться к своей мечте.
Посмотрите на слайд, что вы видите?
(слайд №10 – изображение круга).
На первый взгляд кажется, что это обычный белый круг, простой и ничем не примечательный. Но если на обычный круг нанести узор, он превратится в волшебный и будет называться «мандала».
Может из вас кто – то уже знаком со словом «мандала»?
(слайд № 11 – изображение мандал).
Мандала – это магический круг, рисунок в круге.
Мандалы уходит своими корнями к древним восточным народам и древним религиям (Индия, Тибет, им более трех тысяч лет. Существует много видов мандал:
мандалы любви, здоровья, семейного благополучия, достатка и т. д.
Итак, почему мандалы считаются волшебными.
(Нарисовать круг на доске).
Что такое круг? Какие ассоциации он у вас вызывает?
Круг – это символ бесконечности.
Что может быть бесконечно в нашем мире?
Это космос.
Что или кто может находиться в центре космоса?
(Нарисовать точку в центре круга).
Создатель, Бог.
Если мы возьмем другой круг (рисуем второй круг) и в центре обозначим человека, то все, что его окружает – это его жизнь, то, чем он живет. Если мы наложим эти два круга один на другой, то получится, что Бог, там же, где ты, в одной точке. Поэтому, все задуманное – возможно! Это просто и настолько сильно работает!
Впервые эффективность мандалы отрыл и доказал известный психолог Карл Густав Юнг. Он активно применял их при диагностике своих клиентов. Мандала олицетворяет собой символическое изображение внутреннего мира, мыслей и чувств человека, мостик между сознанием и подсознанием. Все это находится в безопасной форме круга. Мандала помогает найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от чувства вины, страха, депрессии, физической боли.
Применять мандалы можно во многих трудных ситуациях.
(слайд №12 – нервное напряжение, заниженная самооценка, агрессивность поведения, семейные конфликты, детское непослушание и отстранение от взрослых, депрессии, сложная адаптация к новым условиям, расстройство мелкой моторики, психосоматические нарушения, страхи, хроническое тревожное состояние, склонность к суициду, развитие творческого потенциала, кризис среднего или подросткового возраста, нетерпеливость и гиперактивность).
Существуют различные виды мандалотерапии:
(слайд №13–
1. Самостоятельное создание мандалы (из ниток, цветного песка, камней, природного материала, рисование в пустом круге).
2. Раскрашивание готовых раскрасок – мандал
3. Систематическое созерцание готовых мандал -)
Сейчас я предлагаю вам выбрать понравившуюся мандалу – раскраску, подумать о своем желании, сконцентрироваться на нем, причем думать о желании нужно с удовольствием, как будто оно у вас уже сбылось. Музыкальное сопровождение помогает создать необходимый настрой, погружает в мир переживаний и новых ощущений. По окончании рисования придумайте название своей мандалы, рассмотрите ее внимательно – какие ощущения она у вас вызывает. Если она вам не нравится – нужно ее обязательно перерисовать, составьте небольшой рассказ – эссе о своей мандале, попробуйте расшифровать ее.
Расскажите о своих ощущениях.
3. Заключение.
Арт – терапия позволяет проработать мысли и чувства, которые мы привыкли подавлять, повышает адаптационные способности человека, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления. Когда вы сочетаете в своей работе техники арт – терапии, вы можете быстро добиться положительных результатов. Такая деятельность необычна, интересна и увлекательна, что помогает участникам наладить взаимодействие и достичь желаемого результата.
Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, как вы можете применять и использовать в своей работе данные техники, методы арт – терапии?
Если у вас появились вопросы, пожалуйста, задавайте.
Рефлексия.
Прием составления мандал я бы хотела применить при проведении оценки нашего выступления – рефлексии. Выберите кружок нужного цвета и прикрепите его на нашу мандалу. Постарайтесь, чтоб у нас получился коллективный узор.
(слайд № 14 - цвета:
Красный – тема интересна, познавательна, буду применять в работе.
Зеленый – тема интересна, но требует доработки.
Синий – тема не заинтересовала.
Спасибо за внимание!
Использованная литература:
1. Игнатова Е. Мандалотерапия: учим детей 5 – 6 лет избавляться от неприятных эмоций //Справочник педагога – психолога, №6, 2017г., с. 27 – 36.
2. Кремлякова А. Как провести диагностикудетей с заиканием с помощью серийного рисования мандал. //Справочник педагога – психолога, №7, 2017г., с. 19 – 23.
3. Иванова А. Мастер – класс для педагогов «Арт – терапия в работе с дошкольниками». //Справочник педагога – психолога, №9, 2017г., с. 27 – 34.
4. Доброжанская Т. Как применять мандалы в диагностической работе с дошкольниками – шесть методик. //Справочник педагога – психолога, №11, 2017г., с. 48 – 57.
5. Жиганова К. С., Фалетрова О. М. Музыкотерапия в образовании : методические рекомендации/ под общ. ред. О. М. Фалетровой. - Ярославль: изд – во ЯГПУ, 2011.- 47с.