Коваль Оксана Александровна
Консультация «Сохранение творческой активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-ориентировочная деятельность и творческая активность детей являются надёжным способом для снижения у них депрессивных проявлений, проявлений агрессивности и тревожности. В тоже время замена легко приобретаемой патологической зависимости, например, от телевизора, компьютера на положительную зависимость, например, моторную зависимость (занятия спортом, творческую, познавательную активность не происходит легко и просто, а требует определённых усилий со стороны и родителей. Такая замена разрушительной личностной активности на созидательную деятельность должна происходить постепенно, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и его предпочтений. Организация творческой активности детей является центральным звеном психолого-педагогической работы с родителями при переходе от дошкольного образовательного учреждения к школе.
Публикация «Консультация „Сохранение творческой активности детей“» размещена в разделах
Как сохранить при обучении детей в школе ту творческую активность, которая встречается у большинства детей дошкольного возраста? Одно из решений этой проблемы связано с подготовкой родителей к обучению ребёнка в школе. Проблема изучения готовности родителей к обучению ребенка в школе, является малоизученной, хотя и представляет большой научный и практический интерес. В современных психолого-педагогических исследованиях (Черепанова У. Г., Петровский В. А., Асмолов А. Г., Столин В. В) подчеркивается особая значимость воспитывающего взрослого при переходе из детского сада в школу. В нашей работе мы определили понятие социально-психологической готовности родителей и рассмотрели особенности родителей будущих первоклассников, вслед за Черепановой У. Г. с позиции анализа их субъектности. Под субъектностью мы понимаем отношение к себе как к деятелю [4]. Мы предполагаем, что осознание родителями своей деятельности и роли на период поступления ребенка в школу, будет способствовать наиболее успешной адаптации ребенка в школе. Взаимодействие родителей и ребенка в процессе подготовки ребенка к школе должно носить развивающий характер, то есть выступать таким процессом, в котором не только формируется личность ребенка (как в процессе воспитания, но и происходит изменение семейных отношений (переструктурирование прав и обязанностей в семье). По содержанию подготовка родителей к поступлению ребенка в школу может быть отнесена и к воспитательному и к психокоррекционному воздействию.
Таким образом, социально-психологическая готовность родителей к поступлению ребенка в школу является системным качеством, сочетающим их готовность к восприятию новой социальной роли ребенка, поступившего в школу; осознание себя как родителя первоклассника и осознание новой структуры внутрисемейных отношений. Цель нашего исследования заключается в определении понятия социально-психологической готовности родителей к обучению ребёнка в школе, обосновании и реализации психолого-педагогических условий формирования социально-психологической готовности родителей к обучению ребёнка в школе. Предметом нашего исследования являются психолого-педагогические условия формирования социально-психологической готовности родителей к обучению ребенка в школе. Мы предположили, что формирование социально-психологической готовности родителей к обучению ребенка в школе будет эффективным при отсутствии у родителей тревожности, нервно-психического напряжения и выраженных страхов по поводу обучения ребёнка в школе, средней или высокой общительности. Важным является и желание родителей помочь ребёнку при переходе от детского сада к школе.
Нами были поставлены следующие задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социально-психологической готовности родителей к обучению ребёнка в школе. 2. В процессе теоретического анализа определить содержание понятия «социально-психологической готовности родителей», раскрыть структуру понятия. 3. Выявить особенности содержательных характеристик компонентов социально-психологической готовности родителей. 4. Определить содержание, формы и методы диагностики и формирования социально-психологической готовности родителей. 5. Разработать программу формирования социально-психологической готовности родителей к обучению ребенка в школе.
Методы исследования детей : тест Керна-Йирасека, методика «Лабиринт» (А. Л. Венгера, методика (А. Р. Лурии); Методы исследования родителей: исследование уровня эмпатийных тенденций (Юсупов М. И., опросник САМОАЛ (Лазукин А. В., анкета для родителей и анкета для педагога.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни – М., 1991. – 328с.
2. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования – М., 1984. – 103с.
3. Петровский В. А. Феномены субъектности в развитии личности. – Самара, 1996. – 88с
4. Черепанова У. Г. Содержание психологической готовности родителей к поступлению ребенка в школу. //МИТС-наука, 2006, № 4.