Рябчевская Елена Игоревна
Сохранение психологического здоровья педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение психологического здоровья педагога
«Господи, дай мне силы изменить то,
что я могу изменить, терпение —
принять то, что я не могу изменить,
и ум — отличать одно от другого» истина бытия
"Все, меня нет. " истина жизни
Начинайте день, используйте утреннюю мантру, которая поднимает настроение и самооценку. И кто как не мы сами скажем себе столько хорошего. Давайте сейчас прочитаем ее вместе одновременно.
Утренняя мантра!
Я бесконечно доброе, Феноменально умное, Чертовски привлекательное,
Божественно красивое, Ультрамодно одетое, Необычайно работоспособное,
Публикация «Сохранение психологического здоровья педагога» размещена в разделах
Беспредельно ответственное, Исключительно порядочное, Кристально Честное,Беспрецедентно талантливое, Экстраординарное, Гиперсексуальное, непогодам развитое, Сказочно щедрое. Бесподобно Бесподобное, Невероятно перспективное,Беззаветно любящее, Легендарно сильное, Непостижимо оптимистичное, Идеально сложенное, Крайне интеллигентное, Супер активное, Неописуемо чувственное. Архинадежное, Всеми любимое, Беспорно положительное, Фантастически скромное ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!
Способы снятия эмоционального напряжения
Примите горячую ванну или сходите в баню. Когда человек наряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны, душа или бани, то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же
проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.
Мышечная релаксация
• на вдохе зажмурить глаза - задержка дыхания - медленно открывать глаза на
выдохе( 3-5 раз) ;
• на вдохе растянуть улыбку (оскалиться) - задержать дыхание - медленно на
выдохе убрать улыбку( 3-5 раз) ;
• руки в «замке» на уровне груди, пальцы сдавить в «замке» и давить ладонь на ладонь- задержка дыхания - медленно расцепляем руки на выдохе (3-5 раз);
• сядьте на стул, на вдохе поднимите ноги параллельно полу на 10-15 см, замрите
на 1-2 секунду, выдохните (3-5 раз).
Антистрессовое дыхание
Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Этим вы приглушите чувства
нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой
стрессовой ситуации.
-Потянитесь. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным
напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущения
стрессового «нажима».
-Выпятите грудь колесом. Плечи отведите назад и расслабьте, глубоко вдохните, и
медленно выдохните. О чем это я?
В течение последних лет проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств,психосоматических заболеваний.
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают
эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во
взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами,
способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», что приводит к появлению у него так называемого синдрома «эмоционального выгорания»
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики)в ответна избранные психотравмирующие воздействия».
Основные симптомы синдрома «эмоционального выгорания»
1. Ухудшение отношений с коллегами и родственниками.
2. Нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям….).
3. Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи, вины.
4. Повышенная раздражительность (и на работе и дома).
5. Упорное желание переменить род занятия.
6. То и дело возникающая рассеянность.
7. Нарушение сна.
8. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
9. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.
Ряд исследователей считают основными предпосылками синдрома
«эмоционального выгорания» организационные проблемы: слишком большая рабочая
нагрузка; недостаточная возможность контролировать ситуацию; отсутствие
организационной общности; недостаточное моральное и материальное вознаграждение;
несправедливость; отсутствие значимости выполняемой работы.
В тоже время другие исследователи считают более важными предпосылками
синдрома «эмоционального выгорания» личностные характеристики: низкая
самооценка; невротизм; тревожность.
Я предлагаю вам комплекс упражнений, не требующих много времени и
специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим педагогом, педагог может выполнять упражнения прямо на работе в перерывах между занятиями (в своем кабинете, на занятиях, когда дети работают самостоятельно, по дороге на работу или домой.
Игровые упражнения помогают педагогу ориентироваться в собственных
психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии (все упражнения лучше сопровождать релаксационной музыкой).
1. Снижение мышечного напряжения.
*Релаксационное упражнение «Встреча».
Представьте, что вы дома. Сидите там, где вам особенно уютно и хорошо. Внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточенны и внимательны к себе. А теперь мысленно встаете и идете по направлению к двери. Открываете ее и медленно спускаетесь по ступенькам. Выходите из затемненного подъезда на улицу — в светлое пространство солнечного летнего дня. Навстречу вам идет девочка. Она подходит все ближе и ближе. Приглядитесь: это плачущая девочка — вы сами, какой вы были, когда
ходили в детский сад. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать ответ. После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь к себе домой
2. Рефлексия эмоционального состояния.
*Упражнение «Настроение».
«Вспомните, несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с
матерью воспитанника, постоянно нарушающего дисциплину и прогуливающего занятия, нагрубившего вам или эмоциональный разговор с коллегой, руководителем.
Как снять неприятный осадок после такого разговора?
Вы, наверное, видели, как рисуют маленькие дети — они выражают то, что в этот момент приходит им в голову, и радуются этому. Отобразите свои чувства, эмоции и переживания с помощью кисти и красок на листе бумаги, стараясь использовать детские «эскизы»: черточки, круги, абстрактные, цветные пятна или переплетение цветных линий, отпечатки детских ладошек и т. д. Рисуйте, как получится, используя любые цвета, какие вам хочется, располагая их на листе так, как вам приходит в голову». Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа
напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.
3. Снижение эмоционального напряжения.
*Упражнение «Работа с глиной или тестом».
Работа с глиной (тестом, так как она помогает анализировать свои ощущения, чувства,помогает выходу негативных эмоций, т. е. эмоции и чувства мы передаем глине за счет выполнение определенных действий.
«Закройте глаза. Пальцы станут более чувствительными глине (тесту). Разминайте глину (тесто) пальцами, ладонью, тыльной поверхностью кистей. Посидите минуту, положив руки на кусок глины (теста). Сделайте два глубоких вдоха. Ощутите кусок глины (теста) таким, какой он есть; «подружитесь» с ним. Ощупайте его. Он гладкий?
Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Возьмите кусок глины (теста) и подержите его. Он легкий? Тяжелый? Отщипните кусочек двумя руками. Делайте это сначала медленно, а потом быстрее. Отщипните больше кусочки. Сожмите глину (тесто). Теперь разгладьте ее. Разгладив, ощупайте места, которые вы разгладили. Слепите шар. Проткните его. Если глина (тесто) расплющивается, опять слепите шар и проткните его. Теперь попробуйте сделать его другой рукой. Шлепайте по глине
(тесту, ощупывайте гладкие места, которые образовались после похлопывания. Еще раз потрогайте весь кусок. Работа с глиной (тестом) подошла к концу. Можно открыть глаза.
4. Достижение состояния покоя.
*Упражнение «Поплавок в океане».
« Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность.
Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны,тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие еще возникают ощущения, когда вы представляете себе маленьким поплавком в большом
океане?
5 Снижение межличностных конфликтов.
*Упражнение «Парное рисование».
Пусть каждый выберет в партнеры того, с кем он хочет познакомиться поближе или скем у него не выяснены отношения. Партнеры садятся за один стол. Между ними кладут большой лист бумаги, и каждый получает много цветных мелков. Бумага — это пространство для совместного творчества. Партнеры начинают с того, что смотрят друг другу в глаза. Потом молча начинают рисовать на общем листе бумаги, выражая, таким образом, свои чувства. Общаются партнеры только посредством линий, фигур и цветов.
Окончив рисование, они могут обменяться впечатлениями, поговорить о своих
эмоциональных реакциях на рисунке партнера, обратить внимание на параллели между рисунками и особенностями поведения, которые авторы рисунков демонстрируют группе. Упражнение помогает понять межличностные взаимоотношения и конфликты. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений позволит педагогу оценить психо -эмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки психического
самовоздействия с целью снятия эмоционального и физического напряжения,
поддержания позитивного самочувствия.
И ПОМНИТЕ, ВЫ скромное ЧЕЛОВЕЧИЩЕ)